Госрегулирование такси и инвестиционный кодекс: важные законы, которые могут принять в 2020 году

Два законопроекта, которые могут сильно повлиять на нашу жизнь в 2020 году

Депутат от Татарстана Айрат Фаррахов прокомментировал законопроекты, которые могут сильно повлиять на нашу жизнь в следующем году. Например, власти хотят взять под контроль такси и поощрять инвесторов масштабных проектов.

— В Госдуму внесен проект базового закона о госрегулировании работы такси. Вы, как и секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак, входите в число авторов. Расскажите, неужели раньше государство никак не контролировало работу такси?

— Действительно, не было закона, который бы регулировал эту сферу. Но изменения и цифровизация коснулись этой сферы, появились так называемые агрегаторы. Их ответственность, координация с государством не была обозначена. Наш проект закона решает все эти вопросы.

Важно отметить то, что были попытки этот вопрос урегулировать. В прошлом году в первом чтении был рассмотрен законопроект. Он направлен на решение части вопросов, вместе с тем в процессе обсуждения стало понятно, что необходим большой законопроект, который охватывает полномочия федерального центра, субъектов, агрегаторов, самого такси и, конечно, граждан, пользующихся этой услугой.

— Каким образом этот законопроект повлияет на жизнь регионов и Татарстана в частности?

— Наш законопроект – это 88 листов, и он вносит изменения в пять законов и создает совершенно иную форму регулирования службы перевозок, легкового такси. Наш проект закона устанавливает полномочия федерального центра, четко прописывает полномочия регионов. Например, Республика Татарстан должна определить уполномоченный орган, его права. Этот орган должен вести реестр таксистов, установить среднее количество такси, признаки отличия машин и т. д. Например, какого цвета будут автомобили, какие шашечки и другие отличительные признаки. Этот орган ведет контроль за такси, за работой агрегаторов и онлайн-сервисов.

Есть еще несколько принципиальных моментов, которые включает наш законопроект. Мы впервые разрешаем самозанятым работать в такси. С Минтрансом России мы постоянно дискутировали на эту тему после введения закона о «самозанятости». Что греха таить, половина таксистов сегодня – это самозанятые, но поскольку по закону самозанятым нельзя быть таксистами, мы предусмотрели эту норму в законопроекте. Такси может быть юридическое лицо, индивидуальный предприниматель и самозанятый.

— Как закон будет регулировать ситуации, когда пассажир недоволен сервисом? Например, водитель был нетрезв.

— Законопроектом устанавливается ответственность агрегаторов за наем неисправного автомобиля, водителя, не прошедшего дистанционный осмотр или не имеющего разрешения. Установлена ответственность и меры возмещения, если что-то случится с пассажиром или его багажом. Например, вносимые в КОАП изменения устанавливают ответственность от 100 до 200 тыс. рублей, если водитель не имеет разрешения на такси.

Каждый водитель обязан получить разрешение на свой транспорт и на свою работу. Эти разрешения выдает специально уполномоченный орган в каждом субъекте. Есть нижняя планка по количеству разрешений: 30 разрешений на 1000 человек. Представим, что в каком-то субъекте власти решили поддержать очень узкую группу лиц, соответственно низкая конкуренция и высокая стоимость такси. А если заявлений очень много, то регион должен проводить специальный аукцион по выдаче разрешений.

Очень четко прописана ответственность агрегаторов и совместная ответственность агрегатора и водителя. Если пассажиру что-то не понравилось, что-то случилось с багажом, то все это фиксируется в соглашении при выдаче разрешений. Устанавливается электронный путевой лист, регламент работы круглосуточной службы слежения за такси. То есть проект закона описывает детально много процессов.

— Какова дальнейшая судьба этого законопроекта?

— Законопроект очень большой, ожидаю, что будет подробное и серьезное обсуждение. Сегодня мы говорим только о концепции, которая направлена на государственное регулирование такого масштабного вопроса. Для понимания хочу привести цифры. По данным агрегаторов 2 млн россиян занимаются извозом. В пояснительной записке мы написали, что перевозкой занимаются 600 тысяч. Примерно 60% рынка покрывают агрегаторы. Общий объем оборота этого рынка примерно 700 млрд рублей. Наш законопроект попытается регулировать этот вопрос. Конечно же, концепция потребует доработки, которая будет между первым и вторым чтением.

Поскольку это совместное ведение, то законопроект направлен во все субъекты. В данной ситуации мы обязаны получить позицию субъектов, они должны сделать официальный отзыв. Первый готовит Парламент, в Татарстане это Госсовет, второй отзыв делает Правительство. Мы надеемся, что регионы поддержат этот подход. Далее начинается обсуждение в Госдуме, собирается комитет по транспорту. Он выносит решение либо за, либо против, а дальше пленарное заседание. Что касается агрегаторов, то в основном они поддерживают наш проект.

— Татарстан большое внимание уделяет инвестиционным проектам, развитию промплощадок и особых экономических зон. В начале месяца Госдума приняла в первом чтении пакет законопроектов о защите и поощрении инвестиций. Что можете сказать о нем?

— Это один из самых обсуждаемых законопроектов, которые внесло Правительство. Его в первом чтении обсуждали 10 декабря. Зачем Правительство решило внести этот законопроект? Мы все время говорим, что для нас важна деловая активность, экономический рост. Что влияет на рост? Инвестиции в создание заводов, проектов. Предприятие – это рабочие места и налоги, которые увеличат наш бюджет. Что способствует росту инвестиций? Безусловно, это доверие, поэтому сейчас большое внимание уделяется созданию условий, чтобы инвесторы поверили в то, что их бизнес будет поддерживаться. Наиболее объемный проект закона, который влияет на это, подготовило Правительство. По-другому его даже называют инвестиционным кодексом.

— Как, по-вашему, нужно задабривать инвесторов?

— Инвестора волнует бизнес-план и стабильность условий до того момента, когда предприятие заработает. Ему важно, чтобы через 3 – 5 лет не выросли налоги на землю, на имущество и т.д., чтобы его бизнес-план не полетел. Так вот, инвестиционный кодекс нацелен на то, чтобы подписать с инвестором соглашение о том, что начальные условия сохранятся.

Есть так называемый входной билет. Например, инвестиции в сфере здравоохранения начинаются от 250 млн рублей, а общая стоимость проекта должна быть не меньше 1 млрд. Если говорить о сельском хозяйстве, то это должно быть около 1,5 млрд собственных инвестиций, а весь проект должен быть не менее 7 млрд рублей. Для иных проектов – 5 млрд инвестиций, а 25 млрд рублей стоимость всего проекта. Это ограничения, ниже которых ты не сможешь воспользоваться этими условиями. Если проект свыше 25 млрд рублей, то предлагаются дополнительные условия в части таможенных пошлин и др.

В первом чтении концепция закона прошла, но вызвала большое количество вопросов, в том числе у меня.

— Какие доработки потребуются, на ваш взгляд?

— При подписании соглашений, по моему мнению, недостаточно указана роль субъектов-доноров, каким является Татарстан. Неоднозначно указаны в данном проекте эффекты и возможности, которые закладываются в ОЭЗ. Возьмем в качестве примера резидентов «Алабуги», которые уже запустили проекты. Каким образом закон будет учитывать уже заключенные договоренности? Плюс ко всему ранее инвестиционная деятельность поддерживалась ГЧП (государственно-частное партнерство) и концессией. Не создаст ли инвестиционный кодекс ограничения ранее достигнутых договоренностей?

Последнее: есть вопросы к так называемому входному билету. Сегодня ты можешь подписать соглашение, только если вкладываешь очень большие суммы. Например, от 250 млн рублей в здравоохранение. Покажите мне хотя бы одного человека, который может вложить столько денег. Стоимость многих проектов сегодня существенно ниже, а инвестируют намного меньше. Но это же тоже инвесторы, а получается так, будто мы не заинтересованы в их инвестициях. По сельскому хозяйству цифры еще выше. Думаю, в республике всего пара-тройка человек, которые могли бы вложить 1,5 млрд рублей в проект. Этот порог однозначно надо снижать, поэтому все эти вещи важно доработать.

— Что будет с этим законопроектом дальше?

— Следующий этап – парламентские слушания 20 января. Все понимают, что проект надо дорабатывать всем миром, потому что этот закон позволит повысить уровень доверия инвесторов. Но такой вариант закона, который был принят в первом чтении, конечно, никого не устраивает.


Фото: Екатерина Семенова
Автор: Динара Прокопьева
Источник: https://sntat.ru