Впервые за последние годы парламент страны рассматривает профицитный проект бюджета. Куда направят колоссальные сверхдоходы казны, когда средства на нацпроекты дойдут до регионов и зачем россиянам предлагают копить на «вторую пенсию», в интервью с корреспондентами ИА «Татар-информ» рассказал депутат Государственной Думы от Татарстана, член Комитета ГД по бюджету и налогам Айрат Фаррахов.
Профицитный бюджет позволит списать долги регионов
На прошлой неделе состоялось обсуждение главного финансового документа страны – проекта закона о федеральном бюджете. Как мы будем жить? Какой бюджет мы принимаем и как он может повлиять на экономику и доходы каждого человека?
Федеральный бюджет – это главный инструмент экономической политики государства. Экономическая политика обеспечивает условия для развития экономики и предпринимательства, следовательно, это наши с вами заработные платы.
Чем этот бюджет отличается от прежних лет? Он впервые профицитный на три года. Это значит, что доходы каждый год будут значительно больше, чем наши расходы. В 2014 – 2016 годах бюджет был дефицитный. То есть наши доходы не позволяли обеспечивать расходы. Самое главное для нас было выплатить пенсии, зарплаты, социальные обязательства, потому что мы не должны были ухудшить положение граждан.
Сегодня ситуация кардинально изменилась. Наши доходы существенно превышают наши расходы, потому что стоимость нефти и газа – главных источников дохода федерального бюджета – сейчас высокая. Если мы в доходах предусматриваем стоимость нефти на уровне 40 – 42 долларов, то сегодня она 70 – 80. Это разница и стабильно высокая цена на нефть обеспечивает большие доходы нашего государства. Специальное бюджетное правило позволяет не только обеспечивать доходы и расходы, но и накопление денег.
Какой профицит планируется на следующий год?
Профицит федерального бюджета планируется в объеме не менее 2 – 3% ВВП. Если сохранится стоимость нефти, то я думаю, что он станет больше. Предполагается, что уже в этом году мы увеличим Фонд национального благосостояния (ФНБ) до 7 трлн рублей и дополнительно направим 1,5 трлн рублей на какие-то цели.
Каждый год мы сможем откладывать дополнительные деньги в ФНБ. Это станет нашей «подушкой безопасности». Она нужна, потому что наши доходы серьезно зависят от цен на нефть. Если завтра на рынках стоимость нефти уменьшится, то мы будем вынуждены экономить. Нам очень важно не допустить дефолта в нашей стране.
Следующая особенность – мы сможем обеспечить все социальные обязательства. Зависимость от нефти и газа, которая существует, стала несколько ниже – это очень хорошо и говорит об устойчивости нашего бюджета. Цель нашей политики – максимально уходить от зависимости от цен на нефть. Главный инструмент для этого – бюджетное правило, которое сегодня заложено. Это 42 доллара за баррель нефти, которое обеспечивает отсечение дополнительных доходов.
Четыре важнейших фактора, которые Госдума в этом году внесла и потребовала от Правительства. Первое – мы потребовали, чтобы ко второму чтению 13 ноября Правительство распределило все те деньги, которые есть в бюджете, чтобы регионы увидели их не в марте, а прямо сейчас. Такого раньше не было. Например, это деньги на лекарства, на технические средства реабилитации и т.д.
Второе – Госдума попросила, чтобы были определены десять самых отстающих регионов, которым будет оказана помощь из федерального бюджета на ближайшую трехлетку. В перечне есть два наших соседа – Марий Эл и Чувашия.
Третье – Правительство по поручению Госдумы должно будет рассмотреть возможность добавить деньги на развитие села. Ранее активно обсуждалась программа развития сельских территорий. Сейчас на нее предусмотрено 36 млрд рублей из федеральных денег. Для Татарстана это чрезвычайно актуальная программа, потому что мы всегда говорим о том, что население уезжает из села, инфраструктура недостаточная, качество и комфорт жизни хуже, меньший доход, зарплаты меньше, работать негде, школы вынуждены закрывать. Это программа как раз направлена на то, чтобы качество жизни на селе было несколько лучше. Сейчас предусмотрено 36 млрд, ко второму чтению выделят еще дополнительные деньги.
Наконец, последнее – много субъектов брали бюджетные кредиты на различные мероприятия, в том числе Татарстан на проведение Универсиады. Большого процента в бюджетном кредите нет, но, когда проходит определенное время, его надо возвращать. Депутаты Госдумы и спикер Вячеслав Володин обратились к Правительству с предложением, чтобы поддержать инвестиционный рост и разрешить эти деньги не возвращать, а направлять на инвестиционные проекты на территории региона. Если эти проекты заработают, Минфин должен их списать. Это революционное предложение, которое сейчас прорабатывается. Оно дано в виде поручения ко второму чтению, и сейчас Правительство вместе с нами будет готовить варианты новых поправок в бюджете.
Инвестпроекты могут быть совершенно разные, такие, которые будут стимулировать рост экономики. Например, компенсация кредита на развитие дорог или инфраструктуры.
Деньги для нацпроектов придут в регионы на полгода раньше
Некоторые эксперты говорят о том, что нынешний проект бюджета не способствует прорывному развитию экономики. Вы с этим согласны?
Многие эксперты считают, что это не бюджет развития. В документе заложен экономический рост не более 1,5%, и только к 2022 году он должен достичь уровня 3,5%. Здесь есть аргументы «за» и «против». В первом случае наши граждане должны быть уверены, что, несмотря ни на какую ситуацию (геополитическую, со стороны нефти и др.), все выплаты пенсий, заработной платы будут стабильны на ближайшие три года.
С другой стороны, всегда думаешь – может, в бюджете надо было предусмотреть, например, снижение налоговой нагрузки, дополнительные деньги для стимулирования бизнеса, на национальные проекты, на человеческий капитал.
Президент сказал – надо делать прорыв, а не просто развиваться. Когда есть необходимость прорыва, надо и денег больше, и условия для прорыва несколько больше. Самое главное условие прорыва – это экономический рост. Нам нужен экономический рост не ниже 5%, а мы, к сожалению, закладываем только 1,5% – вот это главная проблема.
Вы говорили о том, что в этом году попытаетесь заранее направить деньги из бюджета в регионы, в отличие от предыдущих лет. Как это связано с нацпроектами?
Это напрямую связано с нацпроектами. Если вы помните, первый год прошел, и субъекты предъявляли федеральному центру претензии, что не увидели необходимых на реализацию нацпроектов денег. Федеральный центр никак не мог направить средства. На сегодняшний день исполнение национальных проектов на 52% – это очень низкий уровень, с учетом того, что с начала года прошло уже 10 месяцев.
Понятно, что эти деньги потом перенесут на следующий год, но неисполнение – это значит что-то не отремонтировано, что-то не построено. Люди не получили того, что им обещали, – это негативный фактор. Поэтому чтобы на следующий год такой проблемы не было, мы требуем ко второму чтению, чтобы весь бюджет был расписан и каждую копейку субъекты увидели. Можно будет объявить конкурсные процедуры и начинать прямую работу.
Все деньги должны быть распределены сразу. Поэтому 13 ноября во втором чтении Государственная Дума будет утверждать бюджет со всеми распределенными деньгами. Это очень важная и нужная новация.
Добровольные пенсии – финансовая «подушка безопасности» в старости
Следующий вопрос – это гарантированный пенсионный план. Что это такое? Что ждать нашим гражданам?
Министерство финансов РФ выставило на общественное обсуждение проект федерального закона о так называемой добровольной пенсии, она называется «гарантированный пенсионный план». В 2014 году была заморожена накопительная пенсия. Что такое накопительная пенсия? Работодатель за каждого человека от фонда оплаты труда направлял 16% на солидарную пенсию и 6% на накопительную. С 2014 года накопительная пенсия была заморожена и направлялась на выплату солидарной пенсии нынешним пенсионерам. Соответственно, человек лишался своей накопительной пенсии.
Для чего важна накопительная пенсия? Одной страховой пенсии, объем которой на следующий год увеличится примерно на 1 тыс. рублей, недостаточно. Наши граждане получают недостаточно высокие пенсии.
Государство должно создать условия для того, чтобы у человека были: а) дополнительные деньги, которые он готов откладывать; б) чтобы человек доверял эти деньги государству, а не хранил их «под подушкой»; в) чтобы государство могло софинансировать эти деньги, на каждый вложенный рубль оно добавляло бы свои деньги.
Мы очень активно двигаем этот вопрос. Например, мы с моими коллегами написали закон о том, что если человек накопил какие-то деньги дополнительно, то он может их получить не с выходом на пенсию в 60 и 65 лет, а как это было раньше – в 55 и 60 лет.
Что представляет собой гарантированный пенсионный план? Это компромисс между тем, что ранее не поддержал Центральный банк, когда Министерство финансов предлагало продолжать накопительную пенсию, подписав на это всех автоматически. То есть, хотели вы или нет, вас подписывают, и вы начинаете перечислять определенный процент от вашей заработной платы на накопительную пенсию. Конечно, это не хорошо. Во-первых, у людей недостаточно денег. Во-вторых, добровольность – это ключевой фактор.
Гарантированный пенсионный план – это добровольная система, которая позволяет вам накопить на свою пенсию дополнительные деньги. Вы добровольно отчисляете какой-то определенный процент в негосударственный пенсионный фонд (НПФ), оператором этой системы становится Центральный расчетный депозитарий. То есть между человеком, НПФ и Центральным депозитарием возникает система, когда вы принимаете решение 6% (максимальная сумма) от своей заработной платы перечислять в НПФ.
Какую льготу вы имеете? Эти 6% не облагаются налогом на доходы физических лиц. Вы перечисляете деньги в НПФ, он их вкладывает в ликвидные активы – экономику, акции, получает дополнительный доход. Если вы 20 лет постепенно откладываете, то к пенсии, которая вам уже гарантирована, вы получаете определенную сумму. В отличие от государственной пенсии эту сумму вы можете завещать, получить ее на случай заболевания и так далее – это ваша личная собственность. Почему на Западе большие пенсии? Потому что наряду со страховой каждый получает добровольную пенсию, из-за этого уровень жизни пенсионеров за рубежом существенно выше.
Главные риски: «частным пенсиям» мешают недоверие и низкие доходы граждан
Но ведь НПФ может неудачно вложить деньги будущих пенсионеров и прогореть. Что тогда?
Я думаю, что этот момент мы отрегулируем – раньше мошенничество было большим риском. Сегодня этого нет, потому что в НПФ все создано так, чтобы они могли обеспечить достаточную доходность.
Какой риск является главным? Уровень доверия граждан сейчас такой, что вряд ли большое количество людей будет перечислять деньги на эту программу. Это связано со шлейфом мошенничества с НПФ в прошлом и тем, что мало кто может себе позволить откладывать дополнительные деньги на будущее. Как показывают соцопросы, более половины наших сограждан вообще не откладывают средства, поскольку они полностью уходят на текущее потребление.
Два этих фактора будут барьером для включения людей в эту новую накопительную систему. Возможно, все изменится, когда мы сможем запустить нашу экономику – начнут расти доходы граждан, зарплаты, предпринимательство и люди смогут откладывать дополнительные деньги. Что касается доверия, то оно придет тогда, когда люди увидят эффективность вложения средств в НПФ.
Подчеркну, эта инициатива еще не внесена на рассмотрение в российское Правительство. Пока идет лишь процедура общественного обсуждения. На следующем этапе Минфин должен внести этот законопроект в Правительство, оно должно его утвердить и передать в Госдуму. Посмотрим, в каком варианте инициатива дойдет до парламента.
Предусмотрено ли страхование средств граждан, которые будут размещаться в НПФ в рамках этой инициативы?
Да, предусматривается полное страхование этих денег, включая инвестиционный доход, через Агентство страхования вкладов (АСВ). Это должно стать еще одним веским доводом со стороны государства в пользу участия в новой системе накопления.
Почему предоставляются такие гарантии? Потому что государство очень заинтересовано в этих средствах, фактически это «длинный кредит». Именно такие «длинные» деньги позволят создавать стране важные инфраструктурные проекты, окупаемость которых достаточно долгая.
Инфраструктура и снижение налогов: два пути для прорыва в экономике
Поговорим про экономику. Бюджет страны будет профицитным в ближайшие три года. Куда можно было бы направить дополнительные средства, чтобы они дали максимальную отдачу для российской экономики?
В ближайшие три года государство действительно будет получать очень серьезные дополнительные доходы. Сейчас эти средства откладываются в Фонде национального благосостояния (ФНБ). В законе указано – когда в ФНБ накопится 7 трлн рублей, средства свыше этого порога можно будет распределять. На что они должны пойти – это главный вопрос на сегодняшний день.
Уже в ближайшие месяцы будет рассматриваться вопрос о распределении 1,5 трлн рублей таких сверхдоходов. На мой взгляд, эти средства можно было бы направить на снижение налоговой нагрузки. Последняя мешает развитию предпринимательства, бизнеса. И снижение налогового бремени заметно оживило бы частный сектор экономики.
Есть и второй путь, куда можно было бы направить эти средства. На днях я проводил прием граждан в Заинске. В городе действует знаменитая Заинская ГРЭС, которая построена в 60 – 70-е годы прошлого века и создает около четверти всей электроэнергии республики. Сегодня станция устарела, и ее модернизация требует колоссальных денег.
Но если сделать грамотную модернизацию этой ГРЭС, то в перспективе мы сможем снизить тарифы как для предприятий, так и для граждан. А это и есть прямой вклад в экономику. То есть вложение в модернизацию крупных инфраструктурных объектов в последующем позволит снизить тарифы и сохранить рабочие места – это прямая поддержка наших граждан и бизнеса.
В завершение поговорим о текущем состоянии российской экономики. Что нужно сделать для ее прорывного роста и исполнения задач, поставленных Президентом РФ?
В последнем квартале Росстат зафиксировал 3-процентный рост доходов граждан, однако степень доверия к этим данным низкая. Потому что такие показатели можно оценивать только по итогам года.
Существует множество косвенных факторов, которые указывают на реальное состояние экономики. Например, потребительский спрос. Если он продолжает падать, а малые предприятия продолжают закрываться и растет задолженность бизнеса, то мы не можем говорить о росте доходов людей. Деловая среда и инвестклимат в стране пока еще далеки от идеала. И мы должны сделать еще очень многое, чтобы сдвинуть экономику.
Например, у нас предполагается 2-процентный рост экономики. Но, по данным Счетной палаты и Всемирного банка, мы сможем выйти лишь на рост в 1%. Это, конечно, хорошо, что рост все-таки есть. Но это не 5-процентный рост, который нам действительно требуется сегодня.
В связи с этим Правительство опубликовало перечень мер из 28 вопросов о том, как можно стимулировать нашу экономику. И впервые там есть вопросы, которые касаются судебного регулирования и участия правоохранительной системы – что они могли бы сделать для того, чтобы снизить нагрузку на бизнес. Там же есть поручение Правительства о внесении законопроекта, предусматривающего систему защиты капитальных вложений. То есть речь идет о неизменности условий для бизнеса, это нужно для более активного привлечения частных инвестиций.
Реализация этого постановления может заметно повлиять на состояние российской экономики. Фактически это настоящий план действий с конкретными указаниями и мерами, которые могут изменить темпы экономического роста.
Спасибо за интервью!
Автор: Егор Никитин
Источник: https://sntat.ru