В последний день января гостем пресс-клуба портала «Вверх» стал депутат Госдумы от Татарстана, доктор медицинских наук Айрат Фаррахов.
Парламентарий обозначил три приоритетные, на его взгляд, задачи, стоящие перед новым Правительством РФ, назвал проблемы бедности и лекарственного обеспечения одними из центральных, а также посоветовал самозанятым откладывать на комфортную старость. Законотворец также подчеркнул, что конструкция обеспечения лекарственными препаратами в стране должна быть кардинально пересмотрена.
– Вот уже несколько недель мы находимся в эпицентре довольно бурных событий в политической, экономической, общественной жизни страны. Мы наблюдаем за переформатированием Правительства, изменением функций Госдумы. Какие бы задачи вы как депутат поставили на старте перед Правительством РФ?
– Сейчас, действительно, очень волнительное время. Мне кажется, Президент России очень чётко уловил настроения, ожидания общества. И все те инициативы, с которыми Владимир Путин вышел в послании Федеральному Собранию, и последовавшая вслед за этим цель событий – смена Правительства РФ, формирование нового Кабинета Министров, определённые изменения в подходах к национальным проектам, целый ряд изменений в стратегии, которые появятся в ближайшее время – свидетельствуют о том, что Президент очень чётко уловил настроения общества к необходимости изменений. И даже своё послание он начал со слов о необходимости изменений. Я, конечно же, как и значительная часть населения Российской Федерации, большинство многих избирателей, с большим одобрением восприняли все эти шаги.
Что касается проблем, которые необходимо решать… Я оцениваю их по настроению людей, которые приходят ко мне на приём.
Кроме того, в мой адрес приходит очень много писем, предложений, инициатив. Первая проблема: расширяющийся уровень бедности. То есть количество бедных людей всё продолжает увеличиваться.
Второе: технологическая отсталость нашей страны, которая, к сожалению, не позволяет конкурировать с развитыми, быстроразвивающимися странами. Третье: людей беспокоят элементы такой геополитической изоляции. В условиях, когда глобальные процессы – наука, бизнес – расширяются, стираются границы, граждане ставят вопрос: не приведёт ли это к повторению тех ошибок, которые были в Советском Союзе. Наверное, эти три ключевых момента необходимо решать новому Правительству. Наверное, они станут основой, чтобы определять подходы к стратегии развития нашей страны. Это те вопросы, которые ставят мои избиратели.
– Насколько актуальна проблема бедности?
– Доходы граждан в последние годы, к сожалению, падают. Вчера мы увидели статистику по 2019 году: реальные доходы выросли на 0,8-0,9%. Это первый за последние годы очень незначительный, малозаметный для граждан рост собственных доходов. 20 млн людей бедных, которые живут на очень небольшие суммы, – это, как правило, семьи с детьми. Следовательно, дети не получают достаточных объёмов услуг, родители не имеют возможности им что-то приобрести. Низкие доходы и бедность влекут за собой рост преступности, тяжёлые жизненные ситуации и бремя болезней.
Как врач могу сказать, что основной прирост заболеваемости дают именно трудные жизненные ситуации. На самом деле, если у людей будет достаточный доход и тяжёлых жизненных ситуаций можно будет избежать, следовательно, можно будет избежать очень многих болезней. Именно эта ситуация напрямую влияет на нашу экономику. Именно отсутствие доходов у граждан не позволяет им тратить деньги, значит, нет потребительского спроса а, следовательно, бизнес не имеет возможности производить достаточно товаров и услуг и зарабатывать на этом.
– Чем грозит технологическая отсталость?
– Если говорить о технологической отсталости, это тоже глобальная проблема. Экономический рост сегодня – это, в первую очередь, инновации, самые последние достижения науки и техники, действия, создающие условия для того, чтобы молодёжь не уезжала, занималась наукой здесь, а результаты научных исследований были востребованы нашей экономикой и бизнесом. Это такой глобальный подход к изменениям нашей науки, высшего образования, чтобы оно было более нацелено не на академические знания, а на практический подход, получение навыков, которые позволили бы людям выживать, достигать результатов в этом очень быстро меняющемся мире.
– К чему может привести геополитическая изоляция?
– Если говорить о геополитической изоляции, – это, может быть, звучит довольно грозно, но определённые моменты в нашей стране есть. Безусловно, это очень важная позиция. Но, вместе с тем, это не должно ограничивать возможности нашей экономики, возможности нашего бизнеса для экспорта, для глобального взаимодействия с другими странами. К сожалению, только методика ответных мер и сильной стороны позволяет на равных разговаривать с теми, кто сегодня устанавливает различные санкции. Сказать, что эти санкции не влияют на нашу экономику, невозможно, но, вместе с тем, они влияют на мировой, глобальный экономический уклад. Наряду с силой, в этом вопросе нужно демонстрировать возможности для того, чтобы договариваться и чтобы мы могли развивать мировую экономику. Сегодня мировые торговые войны, мировой протекционизм, который сменился на процессы глобализации, привели к тому, что очень многие страны потеряли. Абсолютно всем понятно, что это не выход.
На самом деле, проблема бедности, проблема бремени заболеваний, заболеваний среди детей, детская смертность, смертность людей от голода – глобальные проблемы, с которыми всем необходимо бороться. Безусловно, глобальные подходы очень важны. Последний экономический форум в Давосе очень подробно поднимал проблему климата. В последние годы мы на себе ощущаем эти изменения. А эти изменения будут основой развития экономики, политических отношений и т.д. Безусловно, экономически развитая страна для нас всех очень важна, для решения всех этих вопросов. Думаю, на повестке нового Правительства эти вопросы станут самыми главными.
– Как вы оцениваете предлагаемое расширение полномочий Государственной Думы, когда Госдума сможет активно участвовать в формировании Правительства, постановке целей, задач?
– Я в целом очень позитивно оцениваю все те предложения, которые озвучил Президент РФ – и касающиеся Госдумы в частности. Государственная Дума, представляя своих избирателей, всегда активно участвует в любых политических, экономических вопросах, вопросах регулирования. Совершенствование законодательства – главная основа конкурентности страны. Именно таким решением депутаты Госдумы наделяются не только правом, но ещё и очень большой ответственностью. Теперь Госдума становится ответственной за решения Правительства. Госдума обретает иной статус в части ответственности за все действия Правительства и в целом всё то, что происходит в стране. Это подразумевает иной уровень взаимодействия, работы.
– Айрат Закиевич, расскажите, пожалуйста, подробнее про законопроекты, которые сейчас находятся у вас в работе.
– Конечно, самая главная задача каждого депутата – это работа с избирателями. Вторая основная работа – законотворческая деятельность. Сейчас, прежде всего, очень большой пакет важных документов необходимо срочно принимать в связи с инициативами Президента.
В первую очередь, предстоит работа над конституционными законами, так называемыми социальными законами по поддержке семей с детьми, людей, оказавшихся к трудной жизненной ситуации.
Также предстоит внести изменения в федеральный бюджет, потому что все озвученные инициативы стоят очень серьёзных средств, которые ещё необходимо найти, увеличить расходы бюджета. Сегодня уже практически февраль, но эти расходы должны иметь обратную силу. То есть мы должны принять законы таким образом, чтобы люди имели право получать эти пособия уже с 1 января. И они будут их получать, но для начала необходимо внести эти изменения.
Что касается моих личных законов, которые я внёс как автор, – их достаточно много, около 100. Порядка 50 из них уже приняты как отдельные законы, где я был автором. Но после второго чтения авторство уходит, над законами работают профильные комитеты и так далее.
Очень большой закон, внесённый группой депутатов, сенаторов, регулирует сферу такси. Он касается очень большого количества людей, которые работают на извозе, на своих автомобилях – а это 2-3 млн граждан. В обороте в этой сфере находится практически полтриллиона. Эта сфера касается каждого второго жителя крупных городов, который пользуется услугами таки.
Почему возникла необходимость такого регулирования? Традиционные таксопарки, существовавшие ещё недавно, которые регулировались предыдущими законодательными актами, исчезли. И сегодня мы уже перестали заказывать такси, поднимая руку. Мы начали использовать электронные сети, Интернет, агрегаторы. Но эта работа была не урегулирована в законодательном плане, соответственно, были не урегулированы права тех, кто ездит – водитель мог приехать не в том состоянии, автомобиль мог не соответствовать требованиям времени. А кто несёт ответственность за гражданина, багаж? Было огромное количество вопросов, в том числе, как распределяются права между федеральным центром, субъектами, какие нормативы, как сделать так, чтобы цены были доступными для граждан, с другой стороны, чтобы была застрахованность, а аварий с участием такси было меньше. Это очень объёмный закон, который вскоре начнет работать.
Также мы работаем над целым рядом налоговых законов, чтобы сбалансировать и интересы бизнеса, и доходы граждан. Очень много мы работали над законопроектом, связанным с самозанятыми гражданами. Эксперимент, который прошёл в четырёх субъектах, в том числе, в Татарстане, признан очень успешным и сейчас распространён ещё на 13 субъектов. Эта практика будет расширяться. Она направлена на то, чтобы снизить уровень теневой занятости, дать возможность людям легализоваться, выйти из тени, совершенно честно и свободно работать и при этом не увеличить степень налоговой нагрузки, как это часто бывает. Именно эти люди могут стать предпринимателями, выйти на крупный бизнес.
Целый ряд проектов, которые мы обсуждаем, направлены на то, чтобы улучшить лекарственное обеспечение в нашей стране. Это один из вопросов, которых задают наши граждане, он стоит на повестке.
Я, как врач и организатор, понимаю, что целевые задачи по снижению смертности, увеличению ожидаемой продолжительности жизни, комфортной старости для граждан не выполнимы, если мы кратно не увеличим доступность лекарств для граждан.
– Как меняется ситуация с обеспечением лекарствами пожилых людей и граждан с неизлечимыми заболеваниями, в частности, детей?
– В целом есть очень небольшие сдвиги в части лекарственного обеспечения. Индексируется сам по себе норматив, который необходим для приобретения лекарств, – это заложено в законодательстве. Третий год подряд принимается решение об увеличении расходов на орфанные, редкие заболевания.
Мы начинали с того, что это было бременем субъектов, которые не могут тратить столь значительные средства, ведь у нас только 13 субъектов-доноров, а все остальные получают дополнительные деньги на выравнивание бюджетной обеспеченности, то есть их собственных доходов не хватает на то, чтобы покрывать все расходы, определённые федеральным законодательством.
Потом появилась программа «Семь нозологий», которая обеспечивала затраты по семи нозологиям за счёт федерального бюджета. Потом ещё 5 заболеваний было включено в программу, сейчас ещё два. Постепенно это работа идёт. Все финансовоёмкие и затратные нозологии переводятся на федеральный уровень.
Но, безусловно, сама конструкция, схема обеспечения лекарственными препаратами должна быть кардинально переосмыслена. Сама по себе модель сегодня приводит к тому, что очень много граждан, имеющих право на льготы, отказываются от них, и в системе остаются граждане, которые имеют заболевания, но финансового обеспечения этой системы недостаточно, чтобы их обеспечить конкретно этими препаратами.
В этой сфере есть и целый ряд других проблем: препараты воспроизведённые, препараты под патентной защитой, проблема дженериков, проблема импортозамещения. Создавая инновационную экономику, очень значительную долю препаратов нам необходимо выпускать и на территории Российской Федерации. Это и наука, и занятность, и значительное снижение стоимости препаратов. Есть целый комплекс проблем, который активно решается, но многое ещё предстоит сделать.
Итогом всей этой работы должна стать максимальная доступность лекарственных препаратов. Ведь увеличение ожидаемой продолжительности жизни возможно, когда граждане принимают те или иные лекарственные препараты. После 60 лет каждый человек имеет минимум два хронических заболевания. Своевременный приём обеспечивает лояльное развитие этих заболеваний и не переход в осложнение. Мы должны кратно увеличить приём лекарственных препаратов, а это государственные программы, который сейчас обсуждаются – замещения, лекарственного страхования. Речь идёт об очень больших деньгах. Как только позволят доходы государства, экономика, очень важно в приоритетном плане рассматривать именно вопросы лекарственного обеспечения.
– Насколько активно обсуждается механизм самозанятости. Возможно ли в дальнейшем учитывать самозанятость в качестве трудового стажа при формировании пенсии?
– Очень активно реализуется закон в экспериментальном режиме «Налог на профессиональный доход». Что касается трудового стажа, как вы знаете, он эквивалентен тому объёму денег, которые гражданин вкладывает в Пенсионный фонд РФ. Сам по себе режим самозанятости не подразумевает выплаты в Пенсионный фонд РФ обязательного характера. Вместе с тем, у каждого гражданина есть право, и во многих случаях я сам им это рекомендую, чтобы они формировали свой трудовой стаж самостоятельно. Это небольшие суммы, но чтобы они самостоятельно принимали решение выплачивать и формировать негосударственную пенсию. В этом плане всё зависит от самих граждан. Человек, который самостоятельно планирует формировать свои трудовые права, самозанятый, направляет определённые деньги через систему банковских расчётов в Пенсионный фонд РФ.
К сожалению, сегодня банки накладывают комиссию – 0,5-0,8%, которая, на мой взгляд, совершенно не нужна. На это направлен один из моих законопроектов, чтобы не взимать, освободить от этой комиссии платежи граждан, которые самостоятельно направляют деньги в Пенсионный фонд, потому что они формируют свои собственные пенсионные права. А чтобы стимулировать эту работу, мы должны их освободить от этих платежей.
Жизнь проходит очень быстро. И когда наступает пенсионный возраст, очень важно иметь подушку безопасности, которую можно было бы накопить в течение жизни.
– Как вы оцениваете своё включение в «Кадровый резерв» Президента РФ?
– Это происходит уже четвёртый год подряд. Для меня это огромная честь, возможность быть полезным. Включение в резерв, кроме всего прочего, даёт возможность обучаться, общаться с талантливыми, успешными людьми, которые уже сегодня управляют, обмениваться опытом. Это очень почётная обязанность и возможность реализовать собственные замыслы. Поэтому оцениваю очень позитивно.
Автор: Кристина Иванова
Источник: http://vverh-tatarstan.ru