Ответы на эти вопросы — в интервью «Татар-информа» с экс-главой Минздрава Татарстана, депутатом Госдумы Айратом Фарраховым.
Курение табака — это проблема, с которой власти будут бороться, следуя новой антитабачной концепции до 2035 года. Ее недавно утвердило Правительство России, а СМИ повсеместно рассказывают о массовых отравлениях подростков снюсом. Почему пакетики с никотином до сих пор не запрещены и какой может быть минимальная цена на пачку сигарет?
– Подростки массово подсаживаются на жевательный табак снюс. В Казанском Кремле уже высказали мнение, что снюс нужно запретить на уровне законодательства. Поступали ли в Госдуму такого рода инициативы? Не хотите ли выступить инициатором?
– Что такое снюс? Снюс — это упакованный в маленький пакетик увлажненный табак. Пакетики со снюсом выглядят так же, но в жевательном табаке фракция крупнее. Жевательный табак и снюс употребляются чаще всего в северных странах (Норвегия), это историческая традиция тех стран, когда зависимость к никотину определяется не табакокурением (это когда человек вдыхает в себя горячий табачный дым, который проходит через горячую фазу), а когда табак держат под языком. Снюс и жевательный табак в нашей стране, как и все табачные изделия, запрещены еще в 2017 – 2018 годах, так что их распространение незаконно.
На сегодняшний день школьники достают и употребляют так называемые нетабачные никотиновые пакетики (non tobacco nicotine pouches). Это продукция, которая к табачной не имеет никакого отношения. Откуда берется этот никотин? Он химического производства.
Что мы можем сейчас сделать? Сегодня эта продукция, поскольку она не относится к табачной, никак не регулируется. Я уже подготовил официальный запрос в Федеральную антимонопольную службу, и на следующей неделе она будет проводить встречу. Я вам больше скажу: те, кто занимается легальным распространением табачной продукции, тоже категорически против. Они придут на это совещание, потому что для них распространение этой продукции является угрозой для рынка. Они и сами заинтересованы в том, чтобы как можно быстрее дать определение этой продукции.
Очень важно, чтобы эта продукция была урегулирована. На нее никто не платит акцизов, на нее нет никаких сертификатов, разрешений. Те, кто ее продает, поступают незаконно. Самое плачевное в этой ситуации, что эта продукция доступна для детей и они реально могут получить отравление и серьезные сердечные приступы. Содержание никотина в этих пакетиках намного превышает содержание никотина в табаке, сигаретах, табачной продукции, поскольку это синтезированный никотин.
– Значит, в антитабачной концепции об этой продукции даже не говорится?
– Да, потому что это не табачная продукция. Сейчас ей обязательно нужно давать определение и через это запрещать.
Помните, такая же история была с новыми видами наркотиков. Конечно же, это не наркотическая продукция, но с «синтетикой» Федеральной службе по контролю наркотиков было сложно бороться. Процедура регулирования проходила достаточно долго, а этот синтезированный наркотик уже занимал рынок, поэтому давать определение этим пакетикам нужно очень быстро, из-за этого я сделал запрос в Федеральную антимонопольную службу.
– Премьер-министр Дмитрий Медведев своим распоряжением утвердил антитабачную концепцию до 2035 года? На кого она нацелена?
– Концепция заключается в том, чтобы снизить объем потребления табака в нашей стране, потому что табакокурение является одним из ключевых факторов ранней смертности населения. По этой причине в том числе наше население не доживает до тех временных промежутков, в которых живет общеевропейское население. Для любого государства, которое хочет добиться очень высокой ожидаемой продолжительности жизни, важно снижение смертности и заболеваемости.
Какие инструменты есть у государства? Первое — профилактика, второе — повышение стоимости, третье – это акцизы, которые входят в стоимость каждой пачки сигарет и, соответственно, государство от продажи каждой пачки получает доход. Он сегодня оценивается примерно в 600 млрд рублей — сумма, которая почти в три раза больше, чем бюджет Татарстана.
– Возникли ли у вас какие-нибудь предложения после принятия этой концепции?
– В рамках антитабачной политики мы с коллегами внесли проект закона, который устанавливает минимальную стоимость табачной продукции. Сегодня никто не знает, что порядка 60 рублей, заложенных в стоимости пачки сигарет, — налоги и акцизы. Это профессиональная информация, но, установив законом минимальную стоимость пачки сигарет, мы могли бы довести информацию до общественности: всё, что ниже, — это контрафакт. Наш закон не приведет к ущемлению прав курильщиков, потому что не повлияет на стоимость пачки сигарет. Он де-факто зафиксирует: всё, что ниже, например, 70 рублей на рынке, — это нелегально произведенная, не прошедшая сертификацию продукция, с которой не уплачены налоги.
Этот законопроект был разработан по аналогии с тем, который установил минимальную стоимость водки. Проблема нелегальной водки и сейчас существует, но не в том объеме, как раньше. Вопрос удалось урегулировать, потому что была установлена минимальная стоимость, ниже которой бутылка водки не может стоить в принципе.
– Вы предлагаете установить минимальную стоимость на уровне 70 рублей?
– Да, примерно 60 – 70 рублей. Как я сказал, 60 рублей — это минимальная стоимость акциза пачки сигарет. Необходимо добавить прибыль или рентабельность того, кто ведет бизнес, соответственно пачка будет стоить около 70 рублей, я так думаю.
– Кто, по-вашему, должен будет регулировать эту минимальную цену на пачку сигарет?
Минимальную стоимость должно регулировать Министерство финансов, нам так кажется по целому ряду причин. Во-первых, есть аналогия с тем, как это работает по водке. При внесении в бюджет устанавливается минимальная стоимость на водку.
Так получилось, что всем, что связано с законодательством о табаке и регулированием рынка табака, занимается Министерство сельского хозяйства. Все, что связано с антитабачной политикой и снижением потребления табака, находится в ведении Министерства здравоохранения. Но ни у Минсельхоза, ни у Минздрава нет достаточных профессиональных ресурсов, которые могли бы фиксировать и устанавливать минимальную стоимость пачки сигарет, поскольку это связано с доходами государства, с налогами. Так что мы считаем, что это должен быть Минфин, но это надо обсуждать.
В любом случае нужно установить минимальную стоимость. Это позволит честному бизнесу продолжать работать и станет серьезным аргументом против нелегального рынка. Сегодня, по предварительным подсчетам, если государство на акцизах получает примерно 600 млрд рублей, то 100 – 120 млрд рублей — это теневой рынок, те деньги, которые государство недополучает. При этом эта цифра из года в год растет.
– Если вернуться к разговору об антитабачной концепции, цена на пачку сигарет вырастет?
– Если оценивать антитабачную концепцию, один из ее принципов — это постепенно снижать доступность табачной продукции. Это возможно через увеличение акциза. Если взять данные за последние 5 – 7 лет, то стоимость табачной продукции в нашей стране выросла. Но есть целый ряд других причин: сама по себе пачка сигарет стала другой, на ней появились неприглядные фотографии, демонстрирующие, к чему приводит употребление табака.
При этом, когда государство резко повышает акцизы, появляется нелегальный рынок, где табачная продукция продается значительно дешевле. Это очень опасная тенденция, потому что дешевые сигареты становятся доступны для малообеспеченных людей и для молодежи. Поэтому, повышая акцизы, очень важно сохранять баланс. У экономистов есть такое понятие «кривая Лаффера»: до какой-то степени мы можем повышать акциз, но по достижении определенной суммы его перестают платить, потому что он становится достаточно большим.
В нашей стране сегодня акциз достаточно большой, в стоимости пачки сигарет примерно 60 рублей составляет акциз, поэтому стоимость пачки начинается от 80 – 100 рублей. При этом целый ряд стран акциз не подняли, в том числе страны — участники Евразийского экономического союза, например Белоруссия. На территории этой страны сегодня появляется целый ряд табачных компаний, которые производят папиросы, сигареты, завозят их сюда, и это становится источником нелегального рынка.
– Благодарим за интервью.
– Спасибо вам.
Автор: Динара Прокопьева
Источник: https://sntat.ru