Айрат Фаррахов: В следующем году, я думаю, нас ждет более социально ориентированный бюджет

Депутат Госдумы рассказал о том, с какими проблемами чаще всего к нему обращаются граждане, а также приоткрыл дверь в финансовую составляющую бюджета будущего года.

Каникулы и отпуска закончились не только у вас с нами, но и у депутатов. Корреспондент «Вверх» выяснил, какой бюджет ждет нас в следующем году, почему потребительская активность населения падает и как опыт восхождения на Эльбрус можно перенести на решение проблем в обычной жизни.
Обо всем этом – в эксклюзивном интервью Айрат Фаррахов, депутат Государственной думы РФ седьмого созыва, член комитета по бюджету и налогам.

Население пока выбирает сберегательную форму поведения

– Айрат Закиевич, чем будет заниматься ваш бюджетный комитет после каникул, во время осенней сессии?
– В начале – это исполнение федерального бюджета 2016 года и бюджетов внебюджетных фондов. Но ключевая задача – рассмотрение федерального бюджета на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, а также трех внебюджетных фондов. Это бюджет фонда обязательного медицинского страхования, бюджет пенсионного фонда РФ и фонда социального страхования.

– Как сегодня идет выполнение бюджета нынешнего года?
– Сказать, если честно, пока не могу: отчетность за третий квартал будет чрезвычайно интересной. Могу судить по данным второго квартала: в целом валовой внутренний продукт вырос более чем на 2,5 %, индекс промышленного производства вырос на 3,6 %, инвестиции в основной капитал – почти на 6%.
Казалось бы, это очень оптимистичные цифры. Вместе с тем остается проблема волатильности цен на энергоносители, тревожных ожиданий, низкого потребительского спроса. По итогам полугодия он (потребительский спрос) даже немного снизился по отношению к прошлогодним показателям.

Поэтому главный вопрос: учитывая позитивные показатели, отмеченные мной вначале – рост ВВП, индекса промышленного производства и инвестиций в основной капитал, – насколько они устойчивы и отражают ли они долгосрочные тенденции.

Итоги третьего квартала это покажут. Динамика роста ВВП в текущем году будет способствовать тому, что дефицит бюджета уменьшится. Я предполагаю, что мы будем принимать решение о распределении дополнительных доходов за 2017 год.

– Снижение потребительской активности – это были прогнозируемые цифры?
– Вы знаете, это несколько не соответствует имеющемуся тренду сейчас. Мы, с одной стороны, в фазе выхода из стагнации и в процессе роста, а с другой стороны, низкий потребительский спрос не вполне соответствует общим показателям.
Население продолжает выбирать сберегательную форму поведения, это возможно последствия той самой стагнации и кризиса, которую мы пережили. Рост потребительского спроса стал бы свидетельством дополнительных доходов населения и способствовал бы переходу от сберегательной формы, что стало бы главным драйвером экономического роста.

– Что нам ждать от бюджета на следующий год? Каким он будет, какие отрасли могут усилиться финансовой поддержкой от государства, а какие наоборот, ослабнуть?
– Основные направления бюджетной, таможенно-тарифной и налоговой политики уже рассмотрены на парламентских слушаниях в весеннюю сессию и известны.
Расходная часть бюджета будет обсуждаться во время осенней сессии. Предполагаю, что оборонные расходы больше не будут расти, а наоборот, несколько уменьшатся. И, учитывая, что мы находимся в электоральном периоде, следует предположить, что расходы на социальные статьи будут увеличены.
Я не думаю, что они резко вырастут, и это правильно в нашей ситуации. Мы остаемся зависимыми от мировых цен на нефть. Если мы примем на себя большие обязательства и не выполним, то, конечно же, это будет иметь негативные последствия, поэтому необходим определенный баланс. И, тем не менее, мне почему-то кажется, что бюджет на следующий год будет ещё более социальным.

Как правило, большинство проблем нужно решать на федеральном уровне

– Давайте вернемся с федерального уровня в Татарстан. С какими проблемами чаще всего приходят к вам избиратели?
– Совершенно разные проблемы. Сегодня, за один приемный день ко мне пришли два инвалида. Девочка вместе с мамой борется с ДЦП, 1 сентября она пошла в школу, в другом случае – очень активный инвалид, который тоже передвигается с помощью кресла-коляски и нуждается в дополнительных приспособлениях для обучения и реабилитации.

Вопрос средств реабилитации, своевременной их замены для лиц с ограниченными возможностями актуален как воздух. Также один из частых вопросов – это проблема дольщиков. И третий очень важный вопрос – это проблема лекарственного обеспечения.

Я довольно долго работал в сфере здравоохранения – это вопрос с бородой! Здесь необходимы системные меры на федеральном уровне.

– Эти проблемы можно решить на местах, или всё-таки на федеральном уровне?
– Как правило, это проблемы федеральные. Если проблема доступности учреждений для инвалидов – это чаще вопросы местного бюджета, и во многих районах он с разным успехом, но все же решается, то вопросы, связанные с обеспечением приспособлениями для передвижения, с реабилитацией этой категории граждан – это конечно, Фонд социального страхования.
Проблема дольщиков также должна решаться преимущественно на федеральном уровне.
Здесь я думаю очень важно обеспечить качественное нормативно-правовое регулирование. Именно поэтому спикер Государственной Думы Вячеслав Володин определил стратегию не на количество, а качество законопроектной работы.

Если забрался в гору, то нужно с нее еще и спускаться

– Если можно, давайте поговорим о ваших личных достижениях. Насколько я знаю, вы недавно покорили Эльбрус. Расскажите о своем увлечении?
– Это не моё увлечение, я никогда не ходил до этого в горы. Но у меня со студенческих лет было желание пойти на Эльбрус. Это высочайшая вершина Европы, это красивейшие горы, Кавказ. А институт я закончил еще в 1993 году. Тогда не было возможности, потом у меня не было времени, и вот сейчас все совпало. Появилась свободная неделя, и я решил реализовать свою мечту, который уже более 25 лет. И это действительно удалось.

– Как-то специально готовились к восхождению?
– Я не скажу, что не готовился, я постоянно занимаюсь спортом, и в молодости занимался, поэтому считал себя подготовленным в физическом плане человеком. Все это, конечно, помогло. Правда, этого недостаточно, важен целый ряд дополнительных факторов: правильная акклиматизация, безусловно, удача и хорошие морально волевые качества. Потому что последний штурм длится не менее 8 часов, и это очень непросто.

Важным представляется преодоление себя. В этой ситуации важна команда!

– А не было желания бросить все и спуститься в базовый лагерь?
– Вы знаете, когда было очень тяжело, одолевала усталость, все равно шел вперед. Потому что там нельзя останавливаться. Когда ты поднялся на определенную высоту и принял решение возвращаться, одномоментно твои трудности не закончатся, потому что нужно еще и спускаться. И даже если сил не осталось, ты всегда находишь дополнительные резервные возможности. Ты начинаешь верить в себя, верить в друзей, начинаешь преодолевать какие-то временные трудности, которые в этот момент тебя окружают, пытаешься отвлечься. Весь подъем и весь маршрут, начиная с третьего часа, идешь исключительно за счет морально-волевых качеств.
Так и в жизни потом этот опыт используешь. Когда возникают какие-то неразрешимые задачи, главное не сворачивать: идешь по тому же пути, по которому взбирался на Эльбрус.

Фото: пресс-служба
Автор материала: Олеся Кучеренко

Источник: http://vverh-tatarstan.ru/.