Айрат Фаррахов: Россияне не потеряют свои сбережения

Но кредиты могут подорожать

Совет директоров Центрального банка России принял решение повысить ключевую ставку c 28 февраля 2022 года до 20 процентов годовых, сообщила пресс-служба регулятора. Кроме этого, в США и Евросоюзе говорят о планах отключить от SWIFT российские банки, оказавшиеся под санкциями. Что будет со вкладами россиян и стоимостью кредитов, рассказал «Парламентской газете» член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Айрат Фаррахов.

— Айрат Закиевич, как вы считаете, что будет с деньгами, которые россияне хранят в банках, после повышения ключевой ставки?

— Считаю, что решение Банка России своевременное. Оно было принято, чтобы адаптироваться к сегодняшней ситуации и в первую очередь как раз защитить вложения граждан. Решение было ожидаемым, и я его поддерживаю. Самое главное, что наши граждане не потеряют свои сбережения.

— А как повышение ключевой ставки скажется на кредитах?

— Очевидно, что кредиты подорожают. И в компаниях проводятся советы директоров, чтобы сбить первую волну, задействовать резервы, снизить определенные затраты, найти новые рынки, обеспечить производство, работу, строительство, в целом бизнес. И мы видим, что руководители крупнейших компаний обратились к своим сотрудникам, начиная с элементарных советов, как сохранить спокойствие, заканчивая обсуждением, что необходимо предпринимать. Вслед за решением Банка России каждая организация, предприятие, каждый предприниматель должен объективно оценить ситуацию и искать стратегию дальнейшего развития.

СМИ написали, что США и Евросоюз официально объявили о готовности отключения от SWIFT российских банков, которые попали под санкции. Как в этом случае можно было бы проводить финансовые операции, для которых сейчас используют эту систему?

— Пока мы видим только заявления. Я считаю, что возможное решение абсолютно политизировано и нелегитимно. Кроме этого, наши оппоненты не до конца оценивают его последствия, в том числе для себя, своего бизнеса, своей экономики. И, конечно, они сами неоднократно подтверждали, что невозможно отключить ее полностью. Соответственно есть много вариантов решения этих вопросов через те страны, которые относятся к сложившейся ситуации нейтрально или поддерживают нас.

— Как сейчас работают карты банков, которые попали под санкции, и будут ли они работать у россиян в дальнейшем?

— У меня нет информации, что они не работают на территории России. И я думаю, что они будут действовать и дальше. Кроме этого, есть карта «Мир», которая была разработана заблаговременно и успешно развивается. Она ничем не отличается от других и показала свою эффективность. Многие годы через эту систему происходят пенсионное обеспечение, бюджетные выплаты и так далее. Карта есть у многих россиян, в том числе у ста процентов бюджетников и пенсионеров.

— То есть не нужно бежать снимать наличные?

— Мне кажется, это самый негативный сценарий, который мог бы быть, и этого делать не нужно. Это был бы удар по экономике. И в этом нет смысла. Ликвидности достаточно, ситуация стабильна.

— Но даже если с картой что-то случится, человек может прийти в банк и распорядиться деньгами на счёте, оформив другую карту или сняв деньги?

— Да, но я еще раз подчеркну: нет никакой информации, что карты не будут работать. Уверен, что этого не произойдет. Если не сработала карточка — возможно, это временно. Я знаю, что есть проблема оплаты через телефон, например, Apple Pay. Здесь могут быть сложности, но этим пользуется не так много людей. А со счетами никаких проблем нет и не будет.


Фото: © Юрий Инякин/ПГ
Автор: Евгения Филиппова
Источник: https://www.pnp.ru