Депутат просит ЦБ разобраться со сбоями в программе льготных кредитов для бизнеса

Банки требуют возврата средств, не давая предприятиям шанса объясниться

В разгар пандемии прошлой весной власти ввели льготные кредиты для предприятий, которые вопреки кризису не сокращают штат. Но некоторые компании, хотя де-факто выполняли все условия, впоследствии лишились льгот и оказались должны банкам крупные суммы.

С просьбой разобраться в этой ситуации депутат Госдумы Айрат Фаррахов 30 апреля направил запрос к главе Центрального банка Эльвире Набиуллиной (документ имеется в распоряжении «Парламентской газеты»).

Кредиты для ответственного бизнеса

В мае прошлого года президент Владимир Путин издал указ, который ввёл ещё один инструмент поддержки бизнеса, пострадавшего от пандемии — льготный кредит под 2% на выплату зарплаты сотрудникам предприятий пострадавших отраслей. Ключевое условие такое: если компания сохранит минимум 90% штата от того количества, которое у неё было в апреле 2020 года, то сам кредит и проценты по нему будут списаны за счёт государства. Если персонал сохранится на 80 процентов, то спишут половину суммы и процентов. Если же штат сократится больше, то процентная ставка поднимается до коммерческой — той, которая действует в банке без учёта льгот.

По условиям программы, до декабря прошлого года компании просто пользовались кредитами, а им начисляли проценты по ставке 2% — погашать долг не нужно было. С 1 декабря начался период наблюдения — период, когда банки начали ежемесячно фиксировать, сколько сотрудников работает на предприятии, какие им платят зарплаты и прочие критерии программы. Если до 1 апреля 2021 года компании точно выполняли все условия, кредиты им списывали.

По техническим причинам…

Проблемы у компаний начались в декабре, когда банки стали контролировать соблюдение условий. Численность сотрудников сверяют 1 числа каждого месяца периода наблюдения. Данные из сервисов Федеральной налоговой службы централизованно поступают в аппарат управления банка, который затем переправляет их в те отделения, где предприятия брали кредиты. Как разъяснил «Парламентской газете» зампредседателя комиссии Госдумы по поддержке малого и среднего бизнеса Айрат Фаррахов, ФНС оперирует данными отчётов по страховым взносам, которые компании сдают в Пенсионный фонд до 15 числа месяца, следующего за отчётным. То есть, например, данные ФНС на 1 июня фактически отражают численность сотрудников в апреле.

Когда банк, выдавший кредит, получает уведомление, что компания не выполняет условия программы, он проводит процедуру внутреннего арбитража и сразу же шлёт ей дополнительное соглашение о присоединении к общим условиям кредитования. Однако правила программы позволяют банкам уточнять данные об актуальной численности сотрудников, указывает Айрат Фаррахов.

«Этот внутренний арбитраж абсолютно закрытый. И компании уже потом узнают о принятом решении. Если бы банки проверили численность сотрудников, то они бы увидели, что условия выполняются. Это можно проверить другим способом или хотя бы уведомить о проблеме предприятие, чтобы оно могло апеллировать, показать, что соблюдает правила», — пояснил депутат «Парламентской газете».

В итоге получается так, что предприниматели сохраняют персонал, как их просил президент, но в силу каких-то технических особенностей их исключают из программы, и они должны либо вернуть часть денег, либо выплачивать кредит по коммерческой ставке, констатировал Фаррахов. Депутат, представляющий в Госдуме Татарстан, уточнил, что в его республике с такой проблемой столкнулось уже не одно предприятие. Две компании решили отстоять свои права в суде, иски уже поданы.

«На мой взгляд, вопрос просто в регламентах работы банков. Предприниматели говорят, что их никто не уведомил о проблеме. Если бы внутренний арбитраж был открытым и предприниматели могли апеллировать, и если бы банки попытались иным способом проверить, сохранена численность или нет, то количество отозванных кредитов было бы намного меньше», — убеждён Фаррахов.

ЮРИЙ ИНЯКИН / ПГ

В запросе к главе Центрального Банка депутат попросил Эльвиру Набиуллину дать оценку действиям банков. Также он предложил рассмотреть возможность разработки нормативного акта для банков, который бы установил единые правила и порядок проведения внутреннего арбитража для определения данных о численность сотрудников у заёмщиков. Депутат подчёркивает, что эта процедура должна проводиться до принятия решения о переводе предприятия на общие условия кредита.

«Пока в обращениях, которые мне поступили, фигурирует один банк, но я не стал его называть в запросе, потому что думаю, что эта проблема носит системный характер», — уточнил Айрат Фаррахов.

Просто кому-то не выгодно

Проблема внезапного «вылета» из программы кредитования обсуждалась на заседании центра общественных процедур «Бизнес против коррупции» в Татарстане 27 апреля. Там бизнесмены поделились своими историями о том, как банки сообщала о проблемах с отчётностью и вынуждали платить кредиты. Адвокат Юлия Зарубина отмечала, что для бизнеса оказалась непрозрачной процедура, когда банк проверяет, действительно ли был уволен сотрудник или произошла техническая ошибка. «Сейчас мы сталкиваемся с формальным подходом, и этот внутренний арбитраж сводится к тому, что проблемы решаются постфактум: сначала деньги отозвали, затем провели аудит», — приводит её слова газета «Бизнес Онлайн». 

При этом некоторые эксперты считают, что истинный корень проблемы кроется в том, что банки просто не заинтересованы обеспечивать эту госпрограмму.

«Думаю, главная причина в том, что банкам это не выгодно, и они начинают искать поводы для отказов», — сказал «Парламентской газете» глава комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов Валерий Рязанский.

Подобную версию высказал и первый зампредседателя комитета Госдумы по финансовому рынку Игорь Дивинский. В комментарии «Парламентской газете» он отметил, что для банков подобные программы означают недополученную прибыль. И как только появляется какая-либо возможность получить с предпринимателя больше средств, они ей начинают пользоваться.

«Для бизнеса, это, конечно, проблема, и они стучатся во все двери. Но банковское сообщество не видит в этом проблем», — констатировал депутат. Он добавил, что относится к этой ситуации осторожно — проблемы могут быть лишь у немногих предприятий, да и может оказаться, что они просто паникуют и «делают из мухи слона».

Фото: ЮРИЙ ПАРШИНЦЕВ / ПГ
Автор: Марина Третьякова
Источник: https://www.pnp.ru