Представители малого и среднего бизнеса Татарстана забили тревогу: с 2021 года отменяют «вмененку», что может сказаться на величине уплачиваемых налогов. ИА «Татар-информ» разобралось в вопросе вместе с членом Комитета Госдумы по бюджету и налогам Айратом Фарраховым.
Что такое ЕНВД?
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) был введен в России в конце 90-х годов. Это было способом борьбы с уклонением от уплаты налогов, поскольку «вмененка» стимулировала значительное количество предприятий малого и среднего бизнеса выйти из тени.
«При ЕНВД государство вменяло тебе прибыль, с которой ты должен был платить налог. При этом ты мог не получить прибыль, но „вмененку“ все равно платил. Но с другой стороны, ты мог получить значительно больше, чем вменяло государство, а платил тот же самый налог», — пояснил член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Айрат Фаррахов.
«Вмененка» заменяет НДС, НДФЛ, налог на прибыль, налог на имущество. При этом воспользоваться ей могут только те, у кого меньше 100 сотрудников и кто занимается отдельными видами деятельности. Например, розничной торговлей, общепитом, услугами по временному размещению и проживанию, по перевозке пассажиров и грузов автотранспортом и др.
«ЕНВД — это специальный налоговый режим, наряду с УСН (упрощенная система налогообложения) и налогом на профессиональный доход (самозанятость). Надо сказать, что он был задуман как временная мера и уже два раза продлевался. В последний раз это произошло по просьбе бизнеса, но сейчас „Опора России“, ряд общественных объединений выступают за его прекращение», — заметил Фаррахов.
Зачем отменять ЕНВД?
В июле прошлого года глава Минфина России Антон Силуанов заявил: ведомство не намерено продлевать единый налог на вмененный доход (ЕНВД, или «вмененка») после 2020 года. Государство разочаровалось в этом режиме налогообложения. «Через ЕНВД, мы видим, происходит существенное уклонение от уплаты налогов», — сказал Силуанов.
Некоторые крупные компании используют ЕНВД, чтобы оплатить минимальный налог. Этот факт удалось установить после того, как почти все компании и ИП перешли на онлайн-кассы, которые автоматом передают данные в Федеральную налоговую службу (ФНС).
«Те налоги, которые платят участники ЕНВД, оказались в большинстве своем существенно ниже, чем показывают онлайн-кассы. Могу привести такие цифры: средняя налоговая ставка по РФ при ЕНВД сегодня составляет 0,81% от выручки. Средний размер вмененного дохода плательщику ЕНВД устанавливается в размере 450 тыс. рублей, а по данным онлайн-касс, выручка составляет 12 млн рублей, то есть в 27 раз выше, чем установлен средний вмененный доход», — привел цифры Фаррахов.
По его мнению, от этого страдают и добросовестные предприниматели, поскольку у «уклонистов» от налогов появляется преимущество.
«Для многих ЕНВД сейчас является возможностью серьезно занижать свою налоговую нагрузку. Те предприниматели, которые находятся на упрощенной системе, абсолютно неконкурентны на их фоне. Вот в чем дело — это источник недобросовестной конкуренции», — подчеркнул парламентарий.
Таким образом, 2020 год станет последним, когда юрлица и индивидуальные предприниматели смогут использовать «вмененку». Глава Минфина обещал вместе с ФНС за это время рассказать предпринимателям, как безболезненно перейти на обычные налоговые режимы.
Кого коснется отмена ЕНВД?
В Татарстане зарегистрировано около 56 тыс. предпринимателей, применяющих ЕНВД. Такие цифры озвучили на заседании Совета по предпринимательству. Отмена «вмененки» отразится на незащищенных слоях бизнеса — представителях сферы услуг и розничной торговли, что вызывает некоторые опасения у бизнеса.
«Это достаточно популярный налоговый режим сегодня. Примерно 200 тыс. юридических лиц и 1,8 млн индивидуальных предпринимателей используют данный налоговый режим. Это примерно 35% от всех специальных налоговых режимов», — привел Фаррахов статистику ФНС по России.
ЕНВД отменят. Какие альтернативы?
Сейчас «вмененкой» пользуются как индивидуальные предприниматели, так и юридические лица. Компании смогут перейти с ЕНВД на другой спецрежим — на упрощенную систему налогообложения (УСН). Для ее применения необходимо выполнить несколько условий:
- сотрудников, как и при ЕНВД, должно быть меньше 100 человек;
- доход должен быть ниже 150 млн рублей;
- остаточная стоимость меньше 150 млн рублей.
УСН нельзя воспользоваться, если доля участия других организаций выше 25%, а также если есть филиалы. Организациям этот спецрежим заменяет уплату налога на прибыль, НДС, налог на имущество организаций и единый социальный налог.
Что же делать индивидуальным предпринимателям после отмены «вмененки»? Есть три альтернативы. Первое — УСН. Второе — патентная система налогообложения, проще говоря — «патент». Третье — налог на профессиональный доход, который распространяется на самозанятых и действует в ряде регионов России, включая Татарстан.
«Каждый из этих трех вариантов реализуем, надо только подсчитать, в какие параметры надо укладываться, — сказал член Комитета ГД по бюджету и налогам Айрат Фаррахов. — В течение первого квартала на сайте ФНС должен появиться калькулятор, при помощи которого юрлица и ИП смогут уже сейчас рассчитать варианты, какие они могли бы использовать».
Депутат подчеркнул: Федеральная налоговая служба должна активно работать с точки зрения снижения бюрократии, отчетности, проверок в части УСН.
«Если эта работа будет параллельно вестись, то в целом переход с ЕНВД на иные налоговые режимы пройдет безболезненно. Опыт ряда регионов говорит об этом», — добавил он. Так, с начала этого года «вмененка» перестала действовать на территории Пермского края.
Что происходит на уровне региона?
Обеспокоенные отменой ЕНВД предприниматели рассказали о своих опасениях Президенту Татарстана Рустаму Минниханову. В конце докладов на заседании Совета по предпринимательству он поручил Минфину РТ и УФНС по РТ в течение недели разработать меры, которые помогут смягчить последствия отмены «вмененки».
«По итогам каждого Совета Президент дает поручение проработать предложения, которые нужно было внести. Он берет на себя ту часть решения вопроса, когда его нужно пролоббировать на федеральном уровне, обсудить на уровне федеральных министров или выйти с инициативой к Правительству», — сказала руководитель пресс-службы Президента РТ Лилия Галимова.
Член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Айрат Фаррахов дал советы, что должно быть сделано в преддверии отказа от ЕНВД в регионах.
«На уровне региона самое главное — это разъяснительная работа, это первое. Я как депутат Госдумы готов максимально к этому подключиться. Здесь важно не просто эмоциями руководствоваться, а смотреть на расчеты. Одно дело, когда человек говорит: „Всё, я ухожу из бизнеса, потому что невозможно“, а другое — сесть с карандашом и внимательно посмотреть на расчеты», — заметил Фаррахов.
Так, на заседании Совета по предпринимательству индивидуальный предприниматель Ильмира Сулейманова привела реальные цифры. Владелица магазина обуви прежде платила 30 тыс. рублей в квартал, а теперь отдает почти 200 тыс. рублей. Семикратное удорожание произошло из-за того, что изменилась схема налогообложения для торговцев маркированным товаром.
«Если есть предприниматели, у которых есть разница в цифрах „было — будет“, то необходимо посмотреть, как таких людей можно будет поддержать. Таких людей не будет очень много, но надо посмотреть, какие меры поддержки можно было бы установить, в том числе на федеральном уровне», — полагает депутат Госдумы Айрат Фаррахов.
Он обещал подготовить запрос на имя главы Минпромторга РФ Дениса Мантурова, чье ведомство уполномочено заниматься маркировкой. По мнению Фаррахова, нужно скорректировать список товаров, которые должны маркироваться, чтобы с ними могли работать самозанятые без ущерба для своего кошелька.
Таким образом, к отмене ЕНВД власти должны подойти комплексно: больше информировать предпринимателей, уменьшать бюрократию и найти способы поддержки бизнеса, который может реально пострадать. Остается только следить за тем, как эти инициативы будут реализованы в Татарстане.
Автор: Динара Прокопьева
Источник: https://sntat.ru