Какие есть реальные пути возврата денег клиентам «лопнувшего» банка, которым по закону не положено страховое возмещение, рассказал в эксклюзивном интервью порталу sntat.ru депутат Госдумы от Татарстана Айрат Фаррахов.
– Как по-вашему, Айрат Закиевич, есть ли надежда, что все клиенты Татфондбанка, а также вкладчики ТФБ-Финанс получат когда-нибудь свои средства, в том числе зависшие на расчетных счетах, в полном объеме?
– Надежда, конечно же, есть. На то, что сейчас будет эффективно проведена работа по поиску всех активов, реализация этих активов и возврат всего того, что возможно вернуть. Конечно же, это значительно меньше, чем при возможной санации банка. Это разумная и более перспективная альтернатива тому, чтобы сейчас проводить какие-то незаконные действия, которые контрпродуктивные и не дадут вообще никакого результата. Только наша эффективная экономика, только стабильность, которая позволит развивать ситуацию в конструктивном направлении и работа в правовом русле, как сказал премьер-министр республики Ильдар Халиков, позволит вернуть хотя бы что-то. Я, думаю, есть правоохранительные органы, которые определят степень вины тех или иных людей. Но сейчас самое главное – максимально помочь тем, кто потерял средства. И в первую очередь – бизнесу, который должен сохраниться и развиваться. Ведь это, как правило, самая активная, самая инновационная часть населения. Они не должны разочароваться, необходимо сделать максимально все возможное, чтобы поддержать и помочь. Никто не должен остаться один на один со своей проблемой, со своим риском.
– Тогда, может быть, надо менять законодательство? Раз застрахованы вклады физических лиц, почему бы таким же образом не застраховать и вклады юридических лиц?
– Много раз рассматривался подобный законопроект в Госдуме предыдущих созывов. При мне он ни разу не рассматривался. Но, по-моему, это не решение проблемы. Только в нескольких странах есть подобная практика, но в большинстве государств подобного закона – нет. Потому что он приводит к существенному удорожанию кредитов. Я считаю, это не решение проблемы. Ведь это приведет к дополнительным проблемам и дополнительному финансовому бремени на тот же самый бизнес. Ведь кто заплатит за страховку в конечном счете? Если в системе страхования физических лиц до 1,4 миллиона рублей – это в рамках депозитов и того, что отчисляют все банки, то юридических лиц кто застрахует? Надо искать другие пути решения – мы должны поддержать предприятия, особенно малые и особенно те, которые на грани закрытия.
– Но сейчас вкладчики Татфондбанка требуют от правительства республики как-то «надавить» на ЦБ РФ, чтобы он отменил свое решение об отзыве лицензии, и была проведена санация. Это возможно?
– Право каждого человека высказывать свое мнение и свои требования. Это нормально – мы живем в правовом государстве. Другое дело, что это должно быть в нормальных рамках – в рамках конструктивного и прямого диалога. Мне кажется, что все, что сейчас предпринимает руководство Республики Татарстан, чтобы решить проблему – заслуживает уважения. Сейчас ведется диалог на самом высоком уровне. Но отмена решения об отзыве лицензии Татфондбанка – это полномочие суда. Такой прецедент был всего лишь единожды за всю современную банковскую историю. А сейчас, я считаю, что это нецелесообразно. То есть теоретически это возможно, но практически невозможно.
Напомним, премьер-министр Татарстана Ильдар Халиков лично встречался с пострадавшими вкладчиками Татфондбанка и Интехбанка. Кроме главы правительства в разговоре участвовали министр юстиции республики Лариса Глухова, министр экономики Артем Здунов, уполномоченный по правам предпринимателей в Татарстане Тимур Нагуманов и зампрокурора республики Марат Долгов.
– Никаких иных действий, кроме правовых, не будет, – подчеркнул Ильдар Халиков. – Любые пути, которые будут, – только правовые.
Представители инициативной группы пострадавших клиентов банков предложили создать некий фонд, куда могли быть внесены средства от крупных предприятий, а также из бюджета Татарстана, для удовлетворения требований пострадавших вкладчиков. Но, по мнению премьер-министра, изъятие средств из бюджета республики или из бюджетов предприятий – это не правовой вариант.
А Марат Долгов предостерег вкладчиков банка от каких-либо незаконных действий и излишнего раскачивания ситуации. Артем Здунов сообщил, что уже принято решение о запуске специальных программ для предпринимателей, которые собирались закупить или уже закупили оборудование и чьи счета заблокированы в «Татфондбанке».
Ильдар Халиков предложил вместе искать варианты для разрешения ситуации в рамках правового поля, изучить практику регионов, где также были отозваны лицензии банков и пострадали вкладчики. Ожидается, что очередная встреча пострадавших вкладчиковв правительстве Татарстан состоится 13 марта.
Помощь в возвращении денег из Татфондбанка оказывает также Торгово-промышленная палата Татарстана. Всем пострадавшим клиентам татарстанских банков в ТПП РТ ежедневно оказывают правовую поддержку специалисты Министерства юстиции РТ. В том числе клиентам «ТФБ Финанс». Консультанты работают с 8.00 до 20.00. При себе нужно иметь копии необходимых документов. Телефон горячей линии (843) 524-90-90.
Между тем, на официальном сайте Татфондбанка появилась новая «информация для заемщиков» https://tfb.ru/pages.php. Но поскольку ситуация может измениться в любой момент, представители временной администрации банка советуют вносить очередной платеж день в день, назначенный по графику, чтобы он сразу списывался. Если же внести заранее, то, возможно, в день списания платеж будет «заморожен».
А вот «замороженные» платежи, которые клиенты банков, попавших сначала под мораторий АСВ, вынуждены были вносить второй раз в декабре прошлого года, уже не дойдут до кредитора – по причине лишения его лицензии. Поэтому очередной платеж по кредиту за март вносить все же придется.
«Замороженную» сумму заемщики смогут получить в банке-агенте в виде страхового возмещения. Но только после того, как кредит будет полностью погашен. И если это случиться после истечения двух лет со дня наступления страхового случая (когда АСВ уже прекратит выплачивать возмещение «автоматом»), то заемщику придется самому собирать пакет документов, чтобы «вытащить» свои деньги. Так что лучше все-таки вернуть кредит в течение двух лет и спокойно получить свой зависший «платеж» в банке-агенте.
Авторы: Елена Мельник. Фото: Рамиль Гали, Александр Эшкинин и архив sntat.ru.
Источник: http://sntat.ru/