Депутат рассказал, как планируют сдерживать рост цен на медикаменты.
После введения западных санкций в аптеках стала ощущаться нехватка лекарств. При этом Минздрав заявил, что поставки медикаментов в Россию не прекращались, на складах все препараты есть, а значит, скоро они поступят в продажу. Возникший дефицит в ведомстве объяснили ажиотажным спросом покупателей и логистическими сложностями. Ждут ли нас перебои с лекарствами, что будет с ценами на них и как поддержат российскую «фарму», 24 марта в пресс-центре «Парламентской газеты» рассказал доктор медицинских наук, член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Айрат Фаррахов.
– Айрат Закиевич, многие россияне опасаются дефицита лекарств. Ждут ли нас перебои и стоит ли делать запасы?
– Как врач я считаю, что у каждого человека должен быть небольшой запас лекарств, которые он принимает постоянно. Скажем, на две недели или месяц. Но ни в коем случае не нужно запасаться медикаментами на длительное время. Результат такого ажиотажа мы сегодня видим. Мы даже знаем его причину — это огромное количество фейковой информации, идущей из недружественных стран. Например, фейки, что многие зарубежные компании останавливают у нас производство. На самом деле это не так. Все производители импортных лекарств заявили, что продолжат поставки своей продукции в Россию. Я абсолютно уверен, что дефицита лекарств у нас не будет, поэтому нет необходимости делать большие запасы. Ведь лекарства имеют срок годности, их потом придется выбрасывать. Кроме того, в России есть серьезный инструмент — система мониторинга движения лекарственных препаратов. Именно он показывает наличие ассортимента лекарств в стране. Эта система работает достаточно эффективно. Медикаментов сегодня не стало меньше, просто уровень их потребления существенно вырос. Этот вопрос сейчас оперативно решается.
– В самом начале пандемии из аптек уже пропадали некоторые лекарства. Но потом они вернулись.
– В первый раз с такой ситуацией мы столкнулись в 2008 году, когда наступил мировой кризис, одномоментно «провалилась» торговля во всем мире, потерялись цепочки поставок, возникла большая курсовая разница. Тогда тоже был ажиотажный спрос на лекарства. В начале пандемии коронавируса возникла такая же ситуация. И ее тоже быстро решили. Хочу вас заверить, что в нашей фарминдустрии работают очень профессиональные люди. Они умеют оперативно решать вопросы нехватки тех или иных препаратов. Мы уже сегодня видим, что ситуация пошла на спад. По данным Росздравнадзора, препараты которые находились в дефектуре, сегодня уже есть в аптеках или в продаже появились их аналоги.
– Могло бы помочь снизить ажиотаж ограничение отпуска лекарств в одни руки?
– Я всегда против всяких жестких ограничений, особенно в отношении лекарств. Мы должны больше работать с людьми, разъяснять, что дефицита нет, использовать все возможности цифровизации, работать на горячих линиях, взаимодействовать с нашими коллегами — врачами и фармацевтами. Мы должны помогать с помощью всех имеющихся инструментов находить лекарства. Ведь нужный препарат может находиться в соседней аптеке или в соседнем городе. И, конечно, мы должны очень жестко поступать с теми, кто покупает лекарства с целью спекуляции. Если люди покупают по 15-100 упаковок лекарств, очевидно, что они будут продавать их в Интернете или через какие-то иные механизмы. Это абсолютно незаконно. Такая деятельность создает ажиотажный спрос на медикаменты. На нее нужно оперативно реагировать и жестко ее пресекать. Государство должно к этому подключиться.
– Люди делают запасы лекарств и потому, что опасаются подорожания. Готовиться ли нам к резкому скачку цен?
– Правительство утвердило целый перечень мероприятий в рамках второго пакета законопроектов, который Госдума оперативно рассмотрела. В трех чтениях приняты законы, которые определяют особенности оказания медпомощи, решают вопросы регуляторики, финансового обеспечения для приобретения лекарств и медоборудования, особенности регистрации препаратов. Сегодня цену на 780 наиболее важных жизненно необходимых лекарств регулирует государство. Поэтому резкого скачка цен на них быть не может. Прежде чем изменить цену, происходит серьезный анализ затрат производителей. Государство оперативно принимает нормативные акты, которые ускоряют вопросы перерегистрации цен на ЖНВЛП. Это очень важно, чтобы сохранить рентабельность и не допустить, чтобы производство лекарства стало убыточным для производителя. Иначе это как раз и может привести к дефициту.
Фото: © Юрий Инякин/ПГ
Автор: Вероника Флора
Источник: https://www.pnp.ru