Айрат Фаррахов: «Мы будем прорабатывать вопросы поддержки мобилизованных и их семей»

Депутат Госдумы от Татарстана рассказал о бюджете, поддержке мобилизованных граждан и их семей, а также о вхождении новых территорий в состав России.


— Айрат Закиевич, здравствуйте! Сейчас такое ощущение, что Госдума работает в авральном режиме, поэтому выходим с вами на связь не офлайн, а онлайн.

 Слово «авральный» не совсем подходит для работы Госдумы, потому что всегда есть какие-то приоритеты, которые обусловлены желанием решить вопросы наших избирателей. Поэтому это не совсем наш термин, но вместе с тем работы, конечно, стало больше.

— Одно из главных решений, которое приняла Госдума в последнее время, – это ратификация договоров о вхождении новых территорий в состав России. С одной стороны, это не может не воодушевлять, но с другой – вызывает некое тревожное настроение. Что будет дальше? 

— Конечно, уровень тревожности и эмоциональности вырос. Это выражается в значительном росте обращений избирателей в наш адрес. И все вопросы, которые сейчас возникают, мы оперативно решаем – стараемся делать очень быстрые запросы в администрацию президента, во все необходимые общественные организации, Минобороны. Президент России в своем обращении в адрес парламентариев сказал: «Выбор России сделан, и мы его не предадим».

— На голосовании по ратификации отсутствовали 40 депутатов Госдумы, среди них были и депутаты от Татарстана. Почему их не было? 

 Бывают заседания, где отсутствуют и большее количество депутатов. На этот счет и руководство Госдумы неоднократно говорило, что все отсутствия депутатов либо подтверждены командировочными удостоверениями, либо соответствующими документами о заболевании. И я считаю, что здесь конспирологические версии не имеют места быть.

— То есть это не попытка депутатов избежать санкций, которые на них могут наложить? 

—  Я считаю, что нет, и исключаю эти моменты.

— Насколько сложно будет вхождение новых территорий в состав России с точки зрения законодательства? Нужно ли будет принимать дополнительные законодательные акты? 

 Это действительно большой и непростой процесс, но Россия это уже проходила – есть большой и эффективный опыт. Законодательство – это основа всей работы. Начинается трехлетний переходный период, в рамках которого будет формироваться вся правовая база. Будет происходить процесс гармонизации законодательства – бюджетного, налогового и иного, который обеспечит быстрое и эффективное вхождение четырех субъектов в состав России, в наше законодательное поле. На следующий год в единый день выборов будет сформирован парламент этих субъектов, в 2026 году выберут представителей регионов в Госдуме. И соответствующим образом те 225 одномандатных округов, которые были определены в 2015 году, будут изменены для того, чтобы представительство избирателей от новых субъектов РФ в полном составе соответствовало российскому законодательству.

—  Вы упомянули, что сейчас поступает много обращений от граждан. Думаю, большинство из них касаются мобилизации. Какие сейчас на рассмотрении Госдумы находятся законодательные акты по обеспечению социальных гарантий как мобилизованных, так и их семей? 

 Пять федеральных законов Госдума уже рассмотрела, они поддержаны и Советом Федерации. Это внесение изменений в трудовой кодекс по гарантии прав тех, кто был мобилизован или ушли добровольцами. То есть сохранение рабочего места и не прерывание трудового контракта, потому что мы сталкивались с такими случаями. Этот же законопроект касается и госслужащих, поэтому внесены изменения в закон о государственной службе. Принят федеральный закон о внесении изменений в жилищный кодекс, который освобождает мобилизованных и их семьи от начисления пений. Также закон о кредитных каникулах по договорам займа для мобилизованных.

На самом деле поступает очень много законопроектов. Депутаты Госдумы пользуются правом законодательной инициативы и, поскольку обращения избирателей есть, они фиксируют это в тех или иных законах. Во многих случаях эти проекты перекликаются, становятся альтернативными, потому что преследуют одну и ту же цель. Правительство, по крайне мере в части брони, уже приняло решение урегулировать этот вопрос нормативными актами. Есть вопросы в отношении многодетных семей или, когда на иждивении находится ребенок-инвалид, всех их мы сейчас решаем. 

— На какой стадии сейчас находится принятие этих законопроектов?

 Эти пять законов уже находятся на подписи у президента, и в ближайшие дни будут опубликованы, а какие-то из них уже опубликованы. Эти законопроекты имеют так называемую обратную силу, то есть они касаются и тех лиц, которые были призваны ранее. Также я постоянно размещаю в своих соцсетях разъяснения этих законов. Кроме того, очень много правительственных ресурсов, например, Объясняем.рф, где можно получить ответы на все вопросы. Если есть вопросы, прошу граждан обращаться ко мне через соцсети, мы дополнительно будем их прорабатывать.

— Недавно появилась информация, что в парламенте отозвали с рассмотрения закон о поддержке мобилизованных, в том числе о единовременной выплате в 300 тыс. рублей. С чем это было связано?

— В эти дни было очень много законопроектов – отдельно депутатских, от оппозиционных партий, но все они примерно по одной тематике. Если говорить конкретно об этом законе, я могу предположить, что есть достаточное количество альтернативных законопроектов, касающихся дополнительных льгот. Учитывая, что мы сейчас начинаем работать над проектом закона о федеральном бюджете, очень важно, чтобы эти законы были наполнены реальными финансовыми ресурсами и на самом деле отражали весь спектр задач, которые сейчас стоят. Поэтому мы сейчас последовательно вместе с правительством будем прорабатывать вопросы, касающиеся всех форм поддержки мобилизованных и их семей.

— То есть обещать можно только то, что можно выполнить?

 Безусловно, это тоже так. В течение нескольких дней в Госдуму поступил целый ряд проектов федеральных законов, которые касаются многодетных семей или отдельных ситуаций. Например, призвали единственного работающего члена семьи, а на иждивении находится ребенок-инвалид. Причем был звонок из Татарстана, хотели уточнить, какова судьба этого закона. Его внесла оппозиционная партия, я прорабатывал этот вопрос, встретился с авторами закона. Оказалось, и правительство подготовило такие нормативные акты, и сейчас очень важна балансировка всех этих решений. А учитывая, что каждый автор закона после того, как он его внес, тут же комментирует в СМИ, то все эти законы из альтернативных нужно превратить в единое решение Госдумы. Возможно, какие-то решения необходимо принимать не на уровне закона, а непосредственно нормативным актом правительства, как в ситуации с бронированием отдельных специальностей. Правительство РФ приняло решение, что своими нормативно-правовыми актами определяет категории работников, которым предоставляется отсрочка в рамках частичной мобилизации.

— Разъясните еще законопроект об отсрочке отцам трех детей?

— Сейчас эта инициатива активно обсуждается. Понятие «многодетность» в России не закреплено в федеральном законе. И в разных регионах оно может иметь совершенно разные понимания. В связи с этим очень важно, чтобы закон, когда мы принимаем его на федеральном уровне, имел единое правовое поле на всю нашу страну. И сейчас соответствующий комитет прорабатывает эти вопросы, и если не федеральным законом, то нормативными актами эти вопросы будут определены.

Каждый раз мы, работая с Министерством обороны, которое формирует мобилизационную политику, ставим этот вопрос. И глава ведомства дал уже поручение, чтобы исчерпывающий перечень тех военно-учетных специальностей с учетом семейного положения, возраста, заболеваний был опубликован и максимально разъяснен. И обращения по этому вопросу кратно уменьшились, потому что по сравнению с первыми днями ситуация с мобилизацией в регионах коренным образом изменилась.

И, например, из Татарстана поступало значительно меньше вопросов, чем из других регионов. Это говорит о том, что правительство РТ и мобилизационные органы в республике работали максимально эффективно.

— Но все же будет ли отсрочка отцам троих детей или нет? 

 Я думаю, что да.

— Милонов заявил, что сейчас есть проект об отмене отсрочки депутатам. И Володин сказал, что они могут быть мобилизованы, если хотят. Сколько депутатов Госдумы изъявили такое желание?

 Я не имею информацию о конкретных цифрах. Могу сказать только, что фотография на передовой или с орудием еще не является подтверждением или существенной помощью в достижении тех целей, которые стоят перед нашей страной. Каждый депутат, госслужащий сегодня абсолютно объективно оценивает ситуацию. И я, и мои коллеги не останутся в стороне, если нужно будет решить вопросы, в том числе и на передовой.

Я исхожу из следующего: никакой отсрочки и отстранения от воинской обязанности у депутата нет и быть не может. Сегодня необходима профессиональная и системная работа на передовой. Поэтому, например, у меня, служившего в советской армии, есть военно-учетная специальность. Если соответствующий военкомат посчитает, что я нужен там, то я немедленно явлюсь на пункт сбора и постараюсь принеси максимальную пользу. Я бы не хотел, чтобы сегодня депутатов делили на тех, кто сфотографировался у оружия, и тех, кто еще не написал заявление. Мне кажется, что это контрпродуктивно и масштаб тех задач, которые сегодня необходимо решать и там, и здесь – колоссальный.  

— Вы член комитета по бюджету и налогам. И правительство сверстало дефицитный бюджет на ближайшие три года. Известно ли, какие программы будут секвестированы в первую очередь?

— Это действительно сложный бюджет. Но, с другой стороны, его нельзя назвать несбыточным или катастрофичным. Бюджет мы должны сбалансировать исходя из планируемых расходов и прогнозируемых доходов. В этом году на ближайшие три года мы планируем бюджет с дефицитом – расходы несколько выше, чем доходы, но вместе с тем мы предусматриваем надежные и четкие резервы, источники покрытия дефицита бюджета. Мы не говорим о секвестре определенных программ. В первую очередь мы нацелены на выполнение всех социальных обязательств государства. Пенсии, пособия, зарплаты бюджетников будут не просто выполнены, а будут проиндексированы в соответствии с теми решениями, которые мы принимали. Это решение по опережающей инфляции, в том числе и в этом году. Также мы профинансируем все необходимые расходы для новых граждан России. Речь идет о пенсиях, зарплатах, бюджетных выплатах. Кроме того, заложены существенные ресурсы на восстановление этих четырех субъектов. 

— То есть социальные статьи не будут затронуты в сторону уменьшения. 

 Это абсолютно исключено и невозможно в соответствии с законодательством РФ. И все социальные обязательства, которые государство принимало в последние годы, обеспечены реальными денежными ресурсами. 

— Не будут ли затронуты большие инфраструктурные проекты, как, например, М12?

— Инфраструктурные проекты финансируются не из будущих доходов. На них заложены все необходимые финансовые ресурсы. Надо еще и понимать, что эти проекты обеспечивают заработной платой, работой огромное количество людей. Это приоритетный проект, и сроки сдачи обозначены, здесь никаких изменений не будет однозначно.

— Увеличиваются расходы на национальную безопасность в бюджете, но, есть мнение, что при этом сокращаются расходы на национальную экономику. Что это будет значить для промышленности и малого и среднего бизнеса?

— Я бы не сказал, что сокращаются расходы на национальную экономику. И доходная, и расходная часть федерального бюджета растут. Кроме того, мы неплохо заканчиваем этот год в области консолидированных бюджетов субъектов РФ. Насколько мне известно, только у 13 регионов есть определенный дефицит исполнения бюджета по доходам. Все остальные субъекты заканчивают бюджет существенным профицитом, который превышает более 1 трлн рублей. Это значит, что есть дополнительные деньги, кроме запланированных на самые приоритетные расходы. Поэтому национальная экономика для нас принципиальна, и только поддерживая ее, мы сможем развивать МСП, создавать рабочие места и иметь в будущем бюджеты, которые позволят решать те вопросы, которые ставят перед нами наши избиратели.

Конечно, обороноспособность сегодня имеет важнейший приоритет. В приоритете также поддержка семей мобилизованных и тех, кто ушел добровольцем. Это будет заложено отдельной статьей в федеральном бюджете. Безусловный приоритет – все социальные обязательства, к примеру, индексация пенсий, пособий. Причем опережающими темпами. Например, 1 июня мы проиндексировали страховые пенсии на 10%, а с 1 января уже снова проиндексируем на 4,5%. И если учесть, что прогнозы на инфляцию составят 12,5%, это будет значительно выше. Это уже заложено в бюджете Пенсионного фонда РФ, который поступил в Госдуму. Точно также мы будем поступать по всем расходным статьям.

— Вы по профессии – врач. И многих интересуют, не будут ли снижены затраты на здравоохранение? 

— Я смотрел проект бюджета Фонда ОМС, который утвержден правительством РФ. Он существенно растет. Программа государственных гарантий на уровне правительства принята, и тарифная составляющая медицинской помощи растет опережающими темпами. Существенное увеличение показывают цифры – и по объемам, и в части финансов. Будем смотреть в течение года, как будут формироваться цены, все-таки есть определенная зависимость от импортных лекарств и медицинских изделий. Но сегодняшняя конъюнктура благоприятная. Существенно снизился курс доллара, что позволяет закупать впрок препараты и медизделия. Если здесь будут существенные изменения, то правительству придется предпринимать решения по выделению дополнительных финансовых ресурсов. Но снижение качества и объема предоставления медпомощи не предполагается. Более того, предусмотрена индексация зарплат бюджетников, в том числе работающих в сфере медицины.

— Готовы ли мы к импортозамещению, если санкции коснутся лекарств и медицинских изделий?

— Никогда не было такого, чтобы медицинские препараты, изделия и оборудования относились к санкционным товарам. Я уверен, так будет и дальше. Ни в одной стране, в том числе недружественных, они не отнесены к санкционным товарам.

— Но в данной ситуации исключать ничего невозможно?

— Это мое экспертное мнение. Но даже если рассмотреть все в каком-то апокалиптическом сценарии, то можно предоставить конкретные цифры. Почти 98% жизненно важных и необходимых лекарственных препаратов выпускается на территории РФ, в том числе с иностранными партнерами, но эти производства размещены здесь. Я думаю, что в части медоборудования за последние 10 лет мы вышли на уровень 50%. Здесь нам придется предпринять дополнительные шаги, которые позволят выпускать в том числе высокотехнологичное импортное оборудование. Мы это можем делать, тогда нам придется отказаться от авторского права иностранных владельцев этого оборудования, но, думаю, коллективный Запад никогда не пойдет на такой шаг. 

— Вы также работали заместителем министра финансов РФ. Дайте несколько советов, как обезопасить свое финансовое благосостояние в этот период.

— В первую очередь мы должны делать все для того, чтобы сохранить свое рабочее место. В дополнение к законопроектам могу сказать, что ситуация с мобилизацией в определенной степени абсолютно нестандартна, поэтому выявилось много правовых пробелов, которые возникли именно в этот короткий период. Сейчас они оперативно ликвидируются. Одним из таких пробелов было то, что индивидуальный предприниматель, как и госслужащий, не мог быть контрактником. В условиях мобилизации призыв индивидуального предпринимателя не соответствовал сегодняшнему законодательству, и при этом отсутствовали механизмы сохранения бизнеса, рабочих мест у этого предпринимателя. Сейчас Госдума, соответствующие комитеты и деловое сообщество работают над тем, чтобы этот правовой пробел был ликвидирован.

Долгие годы наши граждане так сказать уходили от инфляции, хранили свои сбережения в долларах и евро, но мы видим, что на сегодняшний день это недружественные валюты, и можно лишиться своих денег. Поэтому надо искать иные решения – возможно, вложить в недвижимость, может быть в ценные вещи, если есть дополнительные ресурсы. Но я считаю, главное то, что каждый находится на своем месте. Государство в первую очередь должно сохранить рабочие места и помочь тем, кто делает реальную экономику. Только она поможет пережить эти непростые времена, связанные с серьезным санкционным давлением. Ведь цели, которые стоят перед нашими бывшими коллегами, абсолютно ясны. Никто не хотел бы нас видеть сильными, успешными, поэтому и прикладывают все усилия для этого. Мы должны быть максимально конкурентоспособными в данной ситуации. 

— Мы справимся со всем, и все будет хорошо?

— Я не сомневаюсь в этом. И хочу сказать, чтобы не сомневались и наши граждане. Хочу всех поддержать и напомню, что мои социальные сети максимально открыты, все адреса есть на сайте farrahov.org. Следующая неделя – региональная, я планирую ряд приемов в нескольких городах, районных центрах РТ. Всегда готов всех выслушать, переговорить на месте либо дистанционно. И та задача, которая сейчас определена президентом России, должна нас всех объединить. И мы победим, как наши предки – другого пути нет.

— Спасибо Вам! Надеюсь следующая наша встреча состоится при более благоприятных обстоятельствах.

— Спасибо!


Фото: Татарстан-24
Автор: Татарстан-24
Источник: https://tatarstan24.tv