Фаррахов рассказал, когда у врачей вырастут зарплаты

© Юрий Инякин/ПГ

Привлекать медиков в села будут дополнительными выплатами и спокойной загородной жизнью.

Дефицит кадров в небольших населенных пунктах восполнить трудно, и это сказывается на доступности медицинской помощи для сельчан. На нехватку специалистов влияет в том числе и уровень зарплат. В ближайшее время ситуацию планируют изменить. На сколько повысят оклады врачей в этом году, как привлечь профессиональных медиков в села и как работает закон о производственных аптеках, в пресс-центре «Парламентской газеты» рассказал заслуженный врач России член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Айрат Фаррахов.

– Айрат Закиевич, без достойных зарплат медицинским работникам дефицит кадров в здравоохранении не восполнить. Вырастут ли оклады у врачей в этом году?

– Оклады вырастут и очень серьезно изменятся. 14 февраля на пленарном заседании Форума «Технологии будущего» Владимир Путин озвучил ряд очень важных инициатив, в том числе касающихся выплат врачам в небольших населенных пунктах.

С 1 марта 2024 года повысились ежемесячные выплаты медработникам первичного звена, которые трудятся в малых городах, в районных центрах и селах. В городах с населением от 50 до 100 тысяч человек врачи дополнительно будут получать 29 тысяч рублей, средний медперсонал — 13 тысяч рублей. В населенных пунктах, где живет менее 50 тысяч человек, врачи будут получать 50 тысяч, медсестры и фельдшеры — 30 тысяч рублей.

Я давно работаю в здравоохранении и сам вырос в городе, где население составляет не более 20 тысяч человек. Моя мама была одним из ведущих врачей, и я очень хорошо представляю все трудности медицинских работников в небольших городах. В Москве у медиков не так много проблем, а значит, горожане не ощущают нехватку узких специалистов. В районных центрах и селах это становится проблемой и влияет на доступность медицинской помощи.

Так что президент озвучил очень важное, беспрецедентное решение. При этом врачам сохранят все уже существующие выплаты. Выполнение этого обязательства мы возьмем на жесткий парламентский контроль.

– Какие еще изменения ждут врачей?

– В прошедшем Послании Федеральному Собранию Президент обозначил переход с 2026 года на новую систему оплаты труда медицинских работников. Она поможет избежать дифференциации зарплат в разных регионах, а это принципиально важно.

Зарплата врачей состоит из базовой составляющей, то есть оклада, и дополнительных выплат. По данным профсоюзов, первая часть значительно отличается в разных регионах. Так, только в пяти субъектах страны она превышает половину общей заработной платы. Такой разброс зарплат по регионам несправедлив. Конечно, экономика в субъектах разная, но сама работа врача или учителя – одна и та же. Ее нельзя оценивать по-разному.

Здесь важно не перегнуть палку. Мы должны оставить и стимулирующую составляющую зарплаты. Она помогает выделять более эффективно работающих людей, использующих инновационные подходы. Но базовая часть должна быть сопоставимой и справедливой.

– Владимир Путин поручил продлить до 2030 года сроки программ «Земский доктор» и «Земский фельдшер». Могут ли они привлечь к работе не только молодых специалистов?

– Напомню, в программах благодаря нашим обращениям и просьбам граждан сняли ограничения по возрасту. Изначально программы были  нацелены на то, чтобы в села приезжали молодые специалисты. Но молодым ребятам правильнее поработать пару лет в хорошем коллективе, набраться опыта, смелости принимать решения, научиться правильно определять диагнозы. Ошибка была исправлена очень быстро, и с 2020 года вступить в программу может не только молодой специалист, но и шестидесятилетний.

В Татарстане я был свидетелем того, как в отдаленный сельский район на берегу Камы приехал опытный врач, потрясающий хирург, который всю жизнь проработал в онкологии. Тогда еще не было подобных программ и он сделал это по своему решению, так как очень любил рыбачить. И сегодня, на мой взгляд, не нужно акцентироваться на привлечение в села только молодых специалистов. Необходимо стимулировать к переезду и опытных врачей с богатейшей практикой. Они могут продолжать там активную медицинскую работу и при этом жить для себя, завести хозяйство, приглашать в гости внуков. Это было бы полезно и для врачей, и для пациентов.

– Вы были инициатором закона о производственных аптеках. Как сейчас обстоит дело с работой таких аптек?

– Напомню, закон был принят при поддержке Минздрава. Мы поставили перед собой задачу возродить работу производственных аптек, которые последовательно закрывались с 2010 года. В итоге у нас осталось не больше 350 реально работающих аптек на всю страну. Для сравнения: только в США их количество доходит до 40 тысяч.  

Производственные аптеки решают многие задачи. Это и персонализированное лечение, и выпуск препаратов в маленькой дозировке, и производство лекарств, которых нет на рынке или редких, в том числе для лечения орфанных заболеваний. Мы уверены, что в современной ситуации аптеки внесут серьезный вклад и в лекарственную безопасность страны. Они помогут решить проблему недостатка препаратов, если он возникнет.

Совсем недавно мы провели предметное совещание по этому вопросу с министром здравоохранения Михаилом Мурашко и его заместителями. С главным регулятором  мы обсудили формирование спроса на работу таких аптек. Ведь с того момента, когда было принято решение их закрывать, много изменилось. Например, врачи практически перестали выписывать рецепты на изготовление препаратов, а опытные фармацевты начали уходить из аптек. Нет субстанций в маленьких дозировках, с которыми работают аптеки. Необходимо решить вопрос и со сроками хранения изготовленных препаратов. Сейчас по закону он не может превышать два дня.

По большинству вопросов мы нашли консенсус с представителями ведомства, так что вместе будем двигаться в этом направлении дальше.


Фото: © Юрий Инякин/ПГ
Автор: Елена Балабаева
Источник: https://www.pnp.ru