Айрат Фаррахов: Инвестиции приходят в те страны, где есть согласие, культура, история и образованный народ

Депутат Госдумы РФ Айрат Фаррахов — о том, какие штрафы понесут те, кто продаст пневматическое оружие детям, какой будет минимальный размер оплаты труда на следующий год и какой документ решит проблемы авиаперевозчиков.

В начале осенней сессии Госдумы корреспондент ИА «Татар-информ» встретился с депутатом Айратом Фарраховым, чтобы узнать о его законодательной инициативе после случая в Ивантеевке и о том, как Парламент намерен решать ситуацию с «ВИМ-Авиа».

Расскажите, пожалуйста, о планах на эту осеннюю сессию.

— Есть три важнейших законопроекта, которые необходимо принять в осеннюю сессию. Первое — это исполнение бюджета 2016 года, второе — это внесение изменений в бюджет 2017 года и, конечно же, главный документ — это формирование бюджета. Если говорить об исполнении бюджета, нельзя не упомянуть об исполнении бюджета внебюджетных фондов, председателем комитета которого я являюсь.

Итак, о бюджете 2016 года: в целом это был тяжелый год, это был переломный год, потому что в 2016 году мы начали расти, но настораживает заключение Счетной палаты — количество финансовых нарушений в целом увеличилось, и объем ассигнований, которые использовались с низкой эффективностью, также увеличился. Поэтому исполнение бюджета — это урок на принятие новой бюджетной программы.

Безусловно, все те ошибки и все те выводы, которые мы услышали в заключении Счетной палаты, мы должны учитывать при обсуждении государственной программы и бюджета на 2018 год и плановый период.

Когда начнется обсуждение бюджета на 2018 год?

— В пятницу 29 сентября Правительство РФ внесло проект федерального закона о бюджете в Государственную Думу. С пятницы отсчитывается 60 дней, когда мы должны будем принять или не принять данный закон. Федеральный бюджет — это главный документ, который определяет стратегию развития экономики. Представленный проект, ФЗ безусловно, консервативный документ, который обеспечивает макроэкономическую стабильность. В нем заложено дальнейшее снижение нефтегазовых доходов и рост обычных доходов. Это очень хорошо, потому что мы будем меньше зависеть от внешних условий.

Наверное, главным достоинством этого документа можно считать макроэкономическую стабильность выполнение всех социальных обязательств перед государством. Он обеспечивает небольшой, конечно же, но рост нашей экономики, рост валового внутреннего продукта составляет примерно на 2 — 2,5 процента.

Есть какие-то изменения в федеральном бюджете на следующий год? Что его отличает от документа на 2017 год?

— Несколько инноваций в этом документе, которые чрезвычайно важны. С 1 января будет работать бюджетное правило: все доходы свыше 40 долларов на российскую нефть марки Urals будут направляться в резервный фонд, Фонд национального благосостояния. Бюджетом предусматривается существенное снижение дефицита, бюджет будет сбалансированный.
Также бюджетом предусматривается повышение минимального размера оплаты труда, что очень важно. Эта инициатива, заявленная Президентом России. В этом году минимальный размер оплаты труда будет повышен до 80 процентов от прожиточного минимума второго квартала 2017 года, а к 2019 году он будет составлять 100 процентов. С одной стороны, это, безусловно, важнейшее решение, с другой стороны, очень финансово емкое решение, которое потребует выделения дополнительных средств, в том числе бюджетом субъектов Российской Федерации.

Кроме этого, новый федеральный бюджет включает новые правила межбюджетных отношений в части выделения бюджетных кредитов, но об этом можно будет поговорить несколько позже. Много сейчас спорим с оппозиционными фракциями, которые считают, что больше денег нужно выделять на расходы. Вместе с тем мы не можем брать на себя обязательства, которые могут быть не обеспечены нашими доходами. Вот это главный баланс. Поэтому, на наш взгляд, бюджет сбалансирован и способствует развитию экономики. Он не предусматривает изменение налоговой политики, следовательно, для бизнесменов это совершенно предсказуемые условия для ведения своего бизнеса.

Что можете сказать об исполнении бюджетов ПФР, ФОМС и ФСС за 2016 год?

— Вы знаете, что с этого года страховые взносы в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования администрирует Федеральная налоговая служба. Ранее этим занимался Пенсионный фонд. При передаче администрирования обнаружилась высокая задолженность страхователей перед Пенсионным фондом и перед Фондом обязательного медицинского страхования. Эта задолженность, которая ранее была не отражена, составляет почти 500 миллиардов рублей. При этом сроки для предъявления этой задолженности упущены.

Мы говорим о том, что это большие объемы медицинской помощи, которые могли бы быть оказаны, заработная плата тех же медицинских работников, конечно же, размер пенсий, которые мы могли бы выплачивать, не заимствуя у федерального бюджета. Мы могли бы направить эти ассигнования на инвестиции, на рост экономики. Это и есть главная проблема, которую сейчас, так скажем, надо расшивать.

В чем причина возникшей задолженности?

— Я не думаю, что это человеческий фактор. Наверное, правильно было сделано, что передали администрирование эти сборы страховых взносов в ФНС. Возможно, Пенсионный фонд не всегда объективно отражал в своей отчетности ту задолженность и не предпринял достаточных мер для того, чтобы ее вернуть.

Кроме того, есть ряд изменений в законодательстве. Например, очень большая задолженность числится за индивидуальными предпринимателями вследствие принятия законодательства о том, что если они в срок не оплачивают свою задолженность по страховым взносам, то сумма увеличивается десятикратно. Так вот эта десятикратная задолженность дала приличную сумму. Если я не ошибаюсь, то это 80 миллиардов рублей. Конечно же, эти средства невозможно взыскать.



Был принят законопроект о страховании вкладов малого бизнеса. Что можете сказать по этому поводу?

— Это очень позитивный шаг, пример того, что мы напрямую услышали наших граждан. Как вы помните, когда случилась череда с отзывом лицензий (в том числе это коснулось и нашей республики), предприниматели потеряли достаточно большие деньги, не только те, которые оказались за балансовыми счетами.

Мы говорили о том, что существуют две наиболее важные проблемы. Первое — это отсутствие страхования денежных средств субъектов малого предпринимательства. Кто-то потерял 500 тысяч рублей, кто-то 200 тысяч рублей, а ведь это фонд оплаты труда, это очень серьезно. Второе — это «забалансовые» счета, эта проблема коснулась большого количества граждан субъектов предпринимательства.

На каком этапе сейчас два этих вопроса? Уже есть результаты?

— Так вот первая проблема уже решена — в первом чтении принято политическое решение о том, что можно страховать денежные средства субъектов малого предпринимательства. Ко второму чтению мной было предложено учесть позицию, связанную с «забалансовыми» счетами. Первое — это ответственность тех людей, которые занимаются таким видом мошенничества. Эта проблема должна быть учтена, и мы должны устранить причины, которые приводят к так называемым счетам. На сегодняшний день Центральный банк принимает решения по этому вопросу. Каждый человек может посмотреть, фиксирован ли его счет в Центральном банке и в конечном банке, но вместе с тем еще никто не знает, во сколько обойдется это. Я думаю, это потребует дополнительных денег, ставки могут снизиться. Поэтому мы должны принять эффективные меры для того, чтобы таких «забалансовых» счетов не было.
Также важно, что мы должны вернуться к проблеме людей, которые потеряли деньги и которые сегодня в общем-то находятся один на один с этой проблемой. Я думаю, что в данном законопроекте это могло бы быть учтено. Основной докладчик по этому законопроекту, разработчик Анатолий Аксаков официально сказал, что это очень хорошее предложение и в принципе об этом можно подумать. Я думаю, что мы вместе с рабочей группой поработаем над этим.

Этот закон может помочь тем индивидуальным предпринимателям, которые потеряли средства во время банковского кризиса в Татарстане?

— Я не думаю, что он им поможет в данной ситуации, он не будет иметь обратной силы. На самом деле этот порядок будет только после вступления закона, после согласования закона Советом Федерации, подписи Президента РФ

Уже известны сроки, когда этот закон может быть принят?

— Этот закон относится к предметам совместного ведения, следовательно, необходимо 30 дней на рассылку. Ко второму чтению будет дано 30 дней для подготовки поправок. Это и те поправки, о которых я ранее говорил. Третье чтение состоится через две недели, далее в течение месяца Совет Федерации, конечно же, очень хотелось бы, чтобы он был одобрен и принят до наступления следующего года. В целом, у всех есть такое желание. Это очень позитивный и нужный закон, закон, о котором просили наши избиратели. Посмотрим, как все пойдет.

Вы внесли на рассмотрение законопроект, которым предусматривает запрет на продажу детям пневматического оружия. Можете раскрыть подробности этой инициативы?

— Да, это моя законодательная инициатива. Она как раз родилась после Ивантеевки и вызвала серьезный ажиотаж. В целом, я везде видел только поддержку. Инициатива предлагает ограничить доступность для лиц до 18 лет предметов в виде пневматического оружия или сходных с ним. На самом деле, я думаю, это правильно, потому что с момента, когда был принят основной закон, прошло очень много времени. Развивается e-commerce — так называемая электронная торговля, и сегодня пневматическое оружие можно приобрести совершенно свободно, заказать из любой страны мира, и я считаю, что здесь мы должны ввести определенные ограничения

То есть будет пресекаться продажа на всех уровнях?

— Да, но именно для лиц моложе 18 лет. Также мы установили ответственность для лиц, кто все-таки продаст это оружие после вступления закона.

Уже можете сказать о каких штрафах идет речь?

— Штраф до 50 тысяч рублей, это административная ответственность, но в целом сейчас эта инициатива обсуждается, она поддержана фракцией «Единая Россия», посмотрим, как отреагирует на эту инициативу Правительство.

Какой была реакция Парламента, когда у пассажиров «ВИМ-Авиа» возникли проблемы?

— Парламент среагировал очень своевременно, жестко. Как только появилось достаточно информации о том, что возникла такая ситуация, что перевозчик имеет высокий риск банкротства и что большое количество людей может пострадать, в парламент был вызван руководитель Росавиации, и соответственно парламент поручил комитету по транспорту в короткий срок совместно с Правительством Российской Федерации найти вариант урегулирования этого вопроса.

В целом парламент сразу же встал на сторону пассажиров, на сторону людей, которые могут пострадать. Сегодня мы уже видим определенное развитие этой ситуации. Насколько я владею информацией, Правительством РФ предприняты значительные шаги для решения вопроса конкретных пассажиров — все возвращаются.

Чтобы этот кризис не повторился, может быть создан какой-то законопроект?

— Было много ситуаций, связанных с банкротством туристических компаний, из-за чего был создан специальный фонд на случае банкротства той или иной туристической компании — все может быть, это бизнес. Этот страховой фонд решал все вопросы, эта система очень эффективно работает, она проверила себя. Поэтому один из вариантов — это, конечно же, создание такого страхового фонда, который позволил бы решить временные проблемы перевозчику, продавшему много билетов — в общем-то он старался разумно вести бизнес, а не занимался мошенничеством.

С другой стороны, конечно же, здесь должны быть установлены определенные критерии для перевозчиков. Критерии, которые могли бы объективно анализировать состояние организации, чтобы она не довела до того, когда продано колоссальное количество билетов, а самолеты арестовываются, и в общем-то возить не на чем.

Какие преимущества, на ваш взгляд, дает знание двух языков?

— Я считаю, что Президент Татарстана в своем послании очень четко, очень конкретно ответил на этот вопрос. Смотрите, два миллиарда человек в мире владеет английским языком, примерно 160 млн говорит на русском языке, до 5 — 6 млн говорит на татарском языке. Я считаю, что даже не двуязычие, а триязычие должно быть. Учитывая то, что 2 млрд человек говорит на английском языке, я бы все-таки усилил занятия именно английским языком. Именно это обеспечит нам рост, интеграцию, наш экономический рост. Это очень важно, чтобы наши дети знали язык.

Лично вы занимаетесь изучением языков?

— Да, я сейчас учу английский язык. Учу уже достаточно давно. Как только я стал его понимать, я стал приобретать много альтернативной информации, много перспективной информации. В сегодняшней средней школе, а не только в спецшколе я бы усилил занятия английским языком.

А что можете сказать в отношении татарского языка?

— Я абсолютно уверен, что знание татарского языка — это абсолютный плюс для тех, кто живет на нашей территории. Это абсолютный плюс, поэтому и в нашей в нашей конституции этот вопрос заложен. Другое дело — добровольно или обязательно? Я думаю надо создавать условия, когда понятие добровольности чувствовалось как новая возможность. Необходимость для того, чтобы строить свою карьеру, необходимость для того, чтобы иметь возможности для роста по государственной службе, ведь в нашей конституции учитывается, что Президент РТ обязан владеть двумя языками. Наверное, в отношении ведущих государственных служащих мы могли бы применить эту норму, это стало бы стимулом для изучения татарского языка для того, кто хочет занимать высокие посты в государственной службе.
Вопрос не в том, чтобы знать язык в совершенстве, а вопрос в том, чтобы понимать других, уметь общаться, уметь отвечать на вопросы, уметь читать документы.

Что следует сделать, чтобы людям захотелось изучать татарский язык, чтобы появилось желание общаться на нем, читать книги, слушать песни?

— На мой взгляд, остроту этому вопросу придала не обязательность изучения татарского языка, а качество преподавания татарского языка, потому что качество осталось на уровне стандартов, которые были когда-то раньше. Если бы мы применяли в совершенстве новые технологии преподавания, безусловно, оценка была бы несколько другой. Никто ведь не отказывается от знания дополнительных языков, потому что все прекрасно понимают, что это дополнительные перспективы.
Последнее, что бы я хотел сказать — в школьной программе на территории Республики Татарстан мы могли бы дополнительно давать информацию об истории жизни татар, культуре татар, богатейшей поэзии, музыке Татарстана. Знание культуры, знание нашего быта, знание истории татар — это очень большое достижение. Ведь основа мощи Республики Татарстан — это, безусловно, ее экономика, это инвестиции, а инвестиции приходят в те страны, где есть согласие, где есть великая культура, где есть прекрасная история, где есть образованный и очень культурный народ.

Вы много лет проработали Министром здравоохранения в Татарстане, поэтому нам интересна ваша оценка программе по капитальному ремонту в поликлиниках Татарстана. Что можете сказать об этом?

— Я, проработав всю жизнь в отрасли здравоохранения, чрезвычайно рад тому, что такие ассигнования выделены именно на здравоохранение, несмотря на сложные времена. Президент Татарстана чувствует приоритет, Президент чувствует, что тенденции старения у населения будут требовать дополнительных мощностей. Старение у населения очень серьезное — ежегодно на миллион работающих в стране становится меньше, и Президент принял такое решение.
Я думаю, что сейчас главная задача Министерства здравоохранения РТ наполнить этот проект новым содержанием. Не только стены, не только ровные потолки и красивые вывески делают дружелюбной поликлинику, хотя это очень важно. Мы должны находить возможность решать проблемы врачей, проблемы медицинских сестер, создавать благоприятные условия, чтобы они приходили работать в поликлинику.

У вас, как у эксперта в области здравоохранения, есть дополнения или пожелания к этой программе модернизации?

— Я бы хотел дополнить эту программу еще и цифровизацией — очень сильно изменяется мир, очень сильно развиваются цифровые технологии, а здравоохранение на сегодняшний день все-таки недостаточно внедряет цифровые и информационные технологии. Поэтому, я надеюсь, что наряду с ремонтом, наряду с модернизацией поликлиник и решением других вопросов будет реально наполненной жизнь внутри поликлиники, и будет цифровизация.

Фото: Султан Исхаков
Автор материала: Динара Сиразеева, Диана Авакян

Источник: http://sntat.ru/.